Крепкий орешек ЖКХ
Депутаты предприняли очередную попытку разобраться в жилищно-коммунальных проблемах
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства длится более полутора десятков лет, однако результаты этих реформ законодатели области не могут признать удовлетворительными. Хотя объемы денежных вливаний растут, состояние коммунальной структуры ухудшается — к такому выводу пришли депутаты, проанализировав данные статистики.
Напомним, что ранее парламентарии обращались к губернатору и правительству региона. Поэтому на апрельском заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам было рассмотрено, как исполняется это обращение.
Напомним, что депутаты предлагали провести инвентаризацию всего имеющегося фонда, уменьшить тарифы на коммунальные услуги, предпринять шаги по искоренению монополизма в сфере ЖКХ и так далее. Однако председатель профильного комитета Николай Мочалин отметил, что задачи решаются крайне медленно.
На произвол судьбы?
Чтобы за общими фразами не потерялась конкретика, дадим слово собственникам — людям, знающим о жилищно-коммунальных трудностях не понаслышке. Состояние дел в сфере ЖКХ иллюстрирует живой пример, который привела председатель совета одного из многоквартирных домов Новосибирска Нина Пороховская.
— Как исполняется законодательство? Мы, собственники, почувствовали это, когда начали отстаивать свои интересы, — рассказала Нина Ивановна. — Мы не согласны с управляющей компанией, которая без всяких обоснований увеличивает тарифы более чем в два раза, не предоставляет акты выполненных работ. Хотя до решения суда управляющая компания должна обслуживать наш дом, с первого января обслуживание прекратилось. Это нонсенс, но мой дом оказался брошен! Начисления по коммунальным услугам не производятся, жильцы перечисляют деньги сами, рассчитывая «по-среднему» и не получая компенсаций. Счастье еще, что в доме не произошло аварийных ситуаций!
Эксперты подчеркнули, что именно для таких вопиющих случаев в Новосибирске и создается муниципальная управляющая компания — чтобы собственники, выясняющие отношения с коммунальщиками, не оказывались брошенными на произвол судьбы. Однако тревогу внушают не только многочисленные нарушения со стороны различных УК, но также степень износа жилфонда региона, состояние коммунальной инфраструктуры и многое другое.
Объем инвестиций — самое главное
Как идет реформирование жилищно-коммунального комплекса? Об этом рассказал Денис Вершинин, временно исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Новосибирской области. В частности, он сообщил, что разработана методика, позволяющая определять степень износа коммунальной инфраструктуры.
— Техническое освидетельствование будет проведено в межотопительный сезон 2014 года, — доложил Денис Владимирович. — Завершается разработка стратегии развития жилищно-коммунального комплекса, подпрограммами которой, безусловно, станут и «Чистая вода», и переселение граждан из аварийного жилфонда, и модернизация лифтов, и другие мероприятия, включая энергосберегающие, являющиеся основой стратегии ЖКХ.
В области проводится инвентаризация объектов электроэнергетики на предмет выявления бесхозяйных сетей. Например, в 2013 году было выявлено 282 объекта. Создание и развитие субъектов малой и средней энергетики осуществляются в рамках проектов, реализуемых через Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области. В прошлом году было построено или модернизировано 37 муниципальных котельных. В результате 30 неэффективных, аварийных котельных удалось закрыть. Работа в этом направлении будет продолжена.
— Невзирая на негативные, абсолютно объективные моменты, важно то, что мы научились инвестировать средства в повышение модернизации и эффективности объектов коммунального комплекса как в режиме соинвестиций с частным бизнесом, так и в режиме реализации целевых программ, — резюмировал Денис Вершинин. — Вопрос в объеме инвестиций. Это самое главное.
Из области нонсенсов и парадоксов
По мнению заместителя председателя комитета Андрея Панферова, есть промежуточные результаты работы, о которых можно говорить, но, в принципе, все осталось на уровне прошлого года. А Николай Мочалин отметил, что самого главного он все-таки не услышал. «Население стало меньше платить? Качество оказываемых услуг повысилось? Появились новые фонды поддержки ЖКХ?» — с такими вопросами председатель профильного комитета обратился к представителям исполнительной власти и привел цифры, отражающие состояние жилищно-коммунальной сферы.
Так, объем платежей населения области за ЖКУ в 2000 году составлял 2,6 миллиарда рублей, а в 2012 году достиг 29,5 миллиарда рублей. Потери на теплосетях в 2000 году составляли 5,4 процента (в процентах от подачи тепла), в 2012 году — 14,1 процента.
Изучив статистику, депутаты пришли к выводам, которые озвучила Людмила Киселева, референт комитета. Основная причина проблем, на взгляд парламентариев, — это уход государства из сферы ЖКХ. В результате отрасль коммерциализирована. Увеличение прибыли поставлено во главу угла.
Парадокс в том, что полномочия по организации обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами отнесены к вопросам местного значения, и за них отвечают органы местного самоуправления. Однако практически вся деятельность по этому направлению законодательно регулируется только на федеральном уровне.
Федеральное законодательство в сфере ЖКХ состоит из нескольких тысяч нормативных актов, причем их количество продолжает расти. Разобраться в таком объеме документов трудно даже опытному юристу. Если не провести ревизию действующей правовой базы, недоразумений будет все больше.
Депутаты подчеркнули, что вопросы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства нужно решать безотлагательно, и предложили вынести их на «час администрации», включенный в повестку апрельской сессии.