Программа капремонта: готовность номер ноль
Депутаты областного парламента выразили сомнение, что реализация программы капремонта уложится в запланированные сроки
Ряд положений программы обновленья многоквартирников вызывает ожесточенные споры. Депутаты ставят под вопрос сроки реализации этого документа. Они повторяют, что прежде необходимо провести мониторинг состояния многоквартирных домов, а также тотальную паспортизацию жилья.
На заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам состоялось обсуждение «Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 — 2038 годы». При этом народное мнение было озвучено представителями собственников жилья, активистами самоуправления.
— Показуха никому не нужна, — заявила Нина Пороховская от имени председателей советов домов. — Необходимо восстановить техническую документацию, определить перечень работ, которые предстоит сделать, — все, что даст старым домам новую жизнь, соответствующую уровню XXI века. Нужно уменьшить также размер минимальных взносов на капремонт. Больше четырех рублей за «квадрат» люди платить не смогут. Мы и сегодня говорим, сколько у нас неплательщиков… Не стоит забывать и о том, что государство при передаче домов в собственность гражданам не выполнило своих обязательств. Да, мы, собственники, тоже можем поучаствовать в капремонте, но наша доля финансирования не должна превышать 25 процентов. Остальные три четверти нужно разделить на бюджеты. Вот тогда будет справедливо. И люди это поймут.
Чем дальше в лес, тем больше молодильных яблок
Готов ли региональный оператор — Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области — обслуживать и ремонтировать жилье? Виктор Спирин, исполнительный директор фонда, пояснил, что параметры многоквартирных домов уточняются. Кроме того, в фонд уже поступило 665 протоколов общих собраний собственников жилья о выборе способов накопления денежных средств: 252 из области и 413 из Новосибирска. Кредитные организации, в которых открываются счета, определены.
Тем не менее еще предстоит многое сделать. В планах на апрель — актуализировать сведения об общем имуществе многоквартирных домов, а в мае — и саму региональную программу, завершить прием протоколов собраний, провести конкурс на выбор кредитных организаций для открытия счетов регионального оператора. В мае — июне надо завершить работы по открытию спецсчетов и счетов регионального оператора.
В сентябре начнется сбор взносов, поступающих от собственников, и здесь, по словам Виктора Спирина, самая большая проблема. Автоматизированная система, которая должна была быть принята в эксплуатацию в конце прошлого года, еще не готова.
Отставание от графика в процессе создания автоматизированной системы обусловлено важными причинами. Так, Анатолий Дюбанов, врио руководителя департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, объяснил, что многие вещи, которые сейчас необходимо исполнить, не были расписаны в техническом задании: «Каждую неделю движемся по алгоритму, но в лес за молодильными яблоками можно посылать бесконечно…» Подрядчик старается действовать оперативно.
Денис Вершинин, врио министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, заверил, что автоматизированная программа будет принята только в рабочем состоянии. И поскольку это далеко не первая информационная система, внедряемая в регионе, опыт есть, а значит, трудности будут преодолены.
Плюс тотальная паспортизация жилья
Когда многоквартирники пройдут процедуру мониторинга, специалисты поставят «диагноз» каждому дому, определив сроки ремонта, очередность и виды работ. Где-то необходимо будет срочно починить крышу, где-то — обновить фундамент.
— Данные, необходимые для качественного проведения мониторинга технического состояния многих домов, отсутствуют, — подчеркнул Игорь Лобарев, начальник Государственной жилищной инспекции Новосибирской области. — К примеру, нет актуальных сведений о физическом износе конструктивных элементов, так как техническая инвентаризация не производилась с момента ввода в эксплуатацию. Денежные средства на техническую инвентаризацию у управляющих организаций отсутствуют, а собственники воспринимают оплату этих мероприятий как дополнительные поборы. Еще одна сложность заключается в том, что сбор данных о состоянии многоквартирных домов в сельских поселениях осуществляют органы местного самоуправления — люди, которые не являются специалистами в этой области.
Отсюда вывод: без тотальной паспортизации многоквартирных домов мониторинг невозможен. А паспортизация потребует времени и денег — около полумиллиарда рублей.
Судьба бараков и размер взносов
Дома, износ которых превышает 70 процентов, решено исключить из программы капитального ремонта, и соответствующие изменения в закон уже внесены. Денис Вершинин сообщил, что эти жилые здания автоматически войдут в программу переселения, а взносы на капремонт с жителей таких домов взиматься не будут.
Удастся ли снизить размер минимального взноса после исключения из программы капремонта ветхих многоквартирников? Четкого ответа на этот вопрос пока нет, хотя ранее предполагалось, что информация поступит до конца марта. Между тем Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, считает, что взнос снизить можно. Экономические обоснования для этого имеются.
Денис Вершинин заверил, что решение о размере минимального взноса будет максимально лояльным по отношению к большинству жителей региона, и пообещал предоставить расчеты рабочей группе областного парламента.
Депутат Сергей Клестов добавил, что в ближайшее время необходимо решить вопрос о софинансировании капремонтов: определить, какую часть должны оплачивать собственники жилья, какую — федеральный и региональный бюджеты. Только тогда система заработает четко и эффективно.
Успеем ли в срок?
По словам Дениса Вершинина, приостанавливать действие областного закона о капремонте крайне нежелательно. Это может привести к нарушению 167-й статьи Жилищного кодекса РФ, а также соглашения между областным правительством и федеральным Министерством финансов, которое было подписано в феврале прошлого года.
— Регион может потерять 1 миллиард 700 миллионов рублей, — сообщил Денис Вершинин. — Из них 1,2 миллиарда рублей — это возврат за 2013 год, порядка 500 миллионов рублей — на 2014 год. Если в течение четырех месяцев ситуация не будет исправлена, Министерство финансов РФ может обратиться со взысканием и предыдущих средств, направленных на реализацию мероприятий в сфере ЖКХ. А это уже несколько миллиардов рублей.
Чтобы еще раз обсудить проблемы, депутаты решили вынести вопрос о степени готовности региона к капитальному ремонту на сессию, которая состоится в конце апреля.
МНЕНИЕ
Николай МОЧАЛИН, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам:
— Попытка выполнить федеральный закон о капремонте любой ценой может привести к хаосу, так как система, позволяющая реализовать закон, не доработана, люди не понимают многих вопросов. Нужно выполнить паспортизацию домов, провести инвентаризацию, а на это потребуется время — может быть, до конца года, может быть, дольше. Рассчитывать, что паспортизацию сделают за короткий срок, неправильно. Производить сборы взносов необходимо, иначе это будет нарушением закона, однако все остальное — проблемы, которые мы должны решать на местном уровне.
ВАЖНО
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год — в соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации