Санкции, кадры и модернизация ОПК
О будущем новосибирских предприятий оборонно-промышленного комплекса рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин
По мнению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Рогозина, возглавляющего военно-промышленную комиссию, характерная черта русского человека — думать исключительно глобально.
Бюрократия от промышленности
На встрече в Новосибирском государственном техническом университете вице-премьер рассказал, как во время его визитов в российскую глубинку «даже в хлеву, в жутких условиях, где нет туалетов и горячей воды», наш человек думает о космических свершениях и задает вопрос: «Дмитрий Олегович, а что же НАТО?»
Одним из первых вопросов, заданных Рогозину на встрече, посвященной кадровой политике в оборонно-промышленном комплексе страны, был вопрос о том, действенны ли местные «санкции» по отношению к Западу.
— Мы пытаемся запретить такую сеть, как «Макдональдс»: митингами, пикетами, отказ от употребления Coca-Cola… Это наш протест по отношению к санкциям США. Продолжать ли нам? — спросил у единственного члена Правительства РФ, попавшего под персональные санкции Запада, депутат новосибирского горсовета Олег Шестаков.
В ответ Рогозин объяснил, что санкции — это обоюдоострое оружие, от которого страдают обе стороны. По его словам, санкции, применяемые лично против него, он воспринимает как способ выместить личное раздражение.
— Мелочность — вот что больше всего напрягает меня, когда мы анализируем эти санкции. Они же прекрасно понимают, что председатель военно-промышленной комиссии по сути своей не может иметь никаких счетов и недвижимости за границей, даже если бы и хотел, — заявил Рогозин.
Но те ограничения, которые касаются экономики, он воспринимает иначе. Негласные запреты на поставки в Российскую Федерацию необходимых для оборонной промышленности компонентов серьезно его беспокоят.
— Сегодня страны НАТО вводят запрет поставки радиационностойкой электронно-компонентной базы, которая составляет 95 процентов любого космического аппарата. А у нас их сотни — это навигационные системы, картография, связь… Этим они ставят под сомнение все наши космические программы и те, что связаны с обеспечением оборонной безопасности, — уверен Дмитрий Рогозин.
Но причина сложившейся ситуации не в том, что поставки внезапно и негласно были запрещены.
— Наши славные бюрократы от промышленности умудрились за последние десять лет, несмотря на то что финансирование было увеличено в сто раз, сохранить ту же самую пропорцию зависимости от западных поставок электронно-компонентной базы. Как так получилось, почему за это время нельзя было развернуть собственное производство? — задается вопросом вице-премьер.
Для самых умных
Поэтому в сложившихся условиях ориентация на модернизацию и развитие собственного производства, с трансфертом технологий в гражданскую промышленность, — одна из основных задач страны. По словам Дмитрия Рогозина, кадровая проблема должна быть решена первой.
— Сейчас на предприятиях оборонной промышленности нет людей среднего возраста. У нас есть шестидесятилетние и старше, есть молодые люди 20 — 25 лет. А сорокалетних нет. Но если речь идет о каком-то новом деле, то здесь должен быть человек с горящими глазами и не просто с потенциалом выдвигать инициативы, а способным дожить до того момента, когда он будет отвечать за реализацию того продукта, о котором он говорил несколько лет тому назад, — уверен вице-премьер.
Для того чтобы привлечь на предприятия оборонно-промышленного комплекса молодых специалистов и сохранить уже работающих там людей, российское правительство, по словам Дмитрия Рогозина, «делает крутой поворот» и направляет усилия к тому, чтобы инженерные профессии стали престижными, а «уважение к ним было не только моральным отношением, но и материальным содержанием».
— Каждый год мы будем предлагать вузам возможность увеличения дисциплин, связанных с техническим образованием, и расширять возможности учебных заведений — чтобы они набирали самых толковых, самых способных ребят для оборонно-промышленного комплекса, — рассказал федеральный чиновник студенческой части собравшихся в конференец-зале НГТУ.
Что касается программ господдержки работников предприятий оборонно-промышленного комплекса, то часть их действительно уже реализуется на территории Новосибирской области.
При средней зарплате в 20 тысяч рублей для молодого сотрудника новосибирского авиационного завода имени Чкалова, пожалуй, единственная возможность обзавестись своим жильем — это стать членом жилищного кооператива одного из четырех пилотных проектов федерального Фонда содействия развитию жилищного строительства на территории Сибирского федерального округа.
Как уточнил Дмитрий Рогозин, с прошлого года работники ОПК включены в список лиц, имеющих возможность приобретать жилье, построенное на федеральной земле, находящейся под управлением РЖС и передаваемой застройщикам по системе «голландских аукционов».
— Сейчас сняты и ограничения по стажу работы на предприятии, поэтому если воспользоваться льготным режимом, когда само предприятие вносит за работника первый взнос, решение жилищной проблемы для молодого специалиста первого года работы становится вполне реальным, — заверил будущих выпускников Рогозин.
Как добавил к словам вице-премьера ректор НГТУ Николай Пустовой, такая программа работает и в Новосибирске — как раз на авиационном заводе имени Чкалова.
Деньги на станки
Отвечая на вопрос молодых сотрудников новосибирского завода полупроводников, касающийся модернизации местных заводов, Рогозин напомнил о том, что сейчас реализуются две масштабные программы, связанные с оборонно-промышленным комплексом.
Во-первых, это государственная программа вооружения российской армии, начатая в 2011 году. Согласно ей, к 2020 году вооружение армии будет современным на 70 процентов. На эти цели выделено более 20 триллионов рублей. Вторая программа, идущая параллельно, направлена на развитие оборонно-промышленного комплекса. Объем ее финансирования около трех триллионов рублей, предназначены эти средства для приобретения современного оборудования предприятиями ОПК.
По словам Дмитрия Рогозина, часть нового оборудования новосибирского авиационного завода имени Чкалова закуплена в рамках этой программы, и любой оборонно-промышленный завод может получить такую возможность, подав заявку в российский Минпром.
— Строить в Новосибирске новые заводы мы вряд ли будем. Наша задача — использовать потенциал уже существующих, — уточнил он ближайшие планы. — Сейчас важно определить, какие из них готовы производить действительно востребованную продукцию, провести их модернизацию и за счет возможного сокращения их территории, возможно, высвободить место для жилищного строительства.