USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Одна «Маска» на три «Весны»

Елена МЕДВЕДСКАЯ
Сцена из балета «Весна священная». Фото с сайта www.forum.balletfriends.ru
Сцена из балета «Весна священная». Фото с сайта www.forum.balletfriends.ru

Новосибирские театры вступили в конкурсный марафон «Золотой маски — 2014»

В понедельник на новой сцене Большого театра Новосибирский оперный показал балет И. Стравинского «Весна священная», номинированный на три «Золотые маски»: лучший спектакль, лучшая женская роль в балете — Анна Одинцова (близнецы Ибеджи) и лучшая работа хореографа — Патрик Де Бана.

Зал был полон, аплодисменты — дружными, отзывы — восторженными. Спектакль, по мнению создателей и исполнителей, прошел идеально, без накладок — незнакомая сцена не подвела. И даже неожиданно включенный в зале свет на пять секунд во время действия не смутил артистов. Оркестр звучал вдохновенно и слаженно, подвластный воле художественного руководителя и главного дирижера Айнарса Рубикиса.

Главная интрига фестиваля, как рассказала РИА «Новости» председатель экспертного совета по музыкальному театру премии «Золотая маска», музыкальный критик Лариса Барыкина, состоит в том, что в конкурсной программе премии в этом году представлены сразу три постановки «Весны священной», которые были выпущены к 100-летию балета Стравинского: «Свои новые «Весны» в прошлом году представили Большой, Мариинский и Новосибирский театры, и все три балета номинированы на премии». Балетоманы в результате посмотрели практически подряд три версии «Весны священной».

По мнению «Российской газеты», дополнительную интригу конкурсу «должен придать визит Новосибирского театра оперы и балета: его «Весна священная» в версии Патрика де Бана выполнена в технике неоклассики. Так что любителям балета предстоит увлекательное исследование современных танцевальных стилей и изучение индивидуального почерка мастеров».

После спектакля главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов поздравил сибиряков с прекрасным выступлением и дал эксклюзивный комментарий нашему корреспонденту:

— Стравинский — это репертуар, который надо знать. Не стоит забывать и о том, что прошлый год был ознаменован столетием «Весны священной». Это произведение перевернуло мир искусства. Заявив себя как синтетическое, оно так и писалось: если посмотреть черновики партитуры Стравинского, видно, что создавалось единое неразрывное целое идей и танца Нижинского и музыки Стравинского. Но, как показала история, музыкальная судьба произведения оказалась более существенной, чем хореографическая. Историки и критики балета отмечают всего четыре знаменитых хореографических постановки этого балета. Столетний юбилей дал новый импульс созданию хореографических постановок, в частности появились постановки Татьяны Багановой в Большом театре, Саши Вальц в Мариинском театре, Патрика де Бана в Новосибирске, Режиса Обадиа в театре «Балет Москва». Был дан новый толчок интереса к этому балету, вновь обратили внимание на творчество Стравинского, произведения которого исполняются у нас недостаточно часто. Сибирский театр идет в русле мировых тенденций, и это, безусловно, замечательно.

СПРАВКА
Три спектакля Новосибирского театра оперы и балета вошли в конкурсную афишу Национального театрального фестиваля «Золотая маска — 2014». Они будут бороться за получение премий в 11 номинациях. Это представленные в рамках конкурса балеты «Весна священная» и «Пульчинелла» Стравинского, а также «Месса» Бернстайна. Вместе с ними на «Маску» поехали «Свадебка» Стравинского (концертное исполнение) и балетная премьера этого сезона «Grand Pas» из балета «Пахита», которые показывали вместе с конкурсными постановками. Кроме того, вне программы 10 апреля в Театре Наций новосибирцы представят публике драматическую ораторию Онеггера «Жанна Д’Арк».

Фотографии статьи
Роман Полковников, Патрик Де Бана, Игорь Зеленский и Анна Одинцова. Фото Сани ШАНОВИЧ