Геолог открыл — горняк достал
Когда-то будущие геологи и горняки получали знания, располагаясь на общей студенческой скамье, но объем знаний в сферах их деятельности стал огромен, а цели уточнены так, что геология и горное дело обособились друг от друга. Однако и после этого они действуют сообща под звездой высокого профессионализма.
Источник пополнения бюджета
— Клад, что нашел геолог, не достать без горняка, — образно рассуждает ученый секретарь Института горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН Альбина Дворникова. — Когда наши далекие предки находили в земле разные «диковины», то старались извлечь из них пользу, а потому таких искателей и стали называть старателями. Позднее из старателей выделились рудознатцы (понимайте: геологи) и рудокопы — сегодняшние горняки. Геологическая и горная науки тесно между собой связаны. У геологов и горняков одна цель — укрепление могущества Отечества.
Такой же точки зрения придерживается исполняющий обязанности директора Института Михаил Курленя:
— Горнодобывающая деятельность человека, как и сельское хозяйство, уходит в глубь тысячелетий. Вместе с тем она очень непростая. В России горнодобывающая отрасль — главный источник пополнения бюджета. Основные доходы государство получает за счет извлечения полезных ископаемых из недр!
Справиться с трудностями
Горняки без геологов не смогли бы справиться со многими проблемами. Пройдите длинным коридором Института горного дела им. Н.А. Чинакала СО РАН и увидите галерею портретов его сотрудников. Что ни имя, то выдающаяся личность, начиная от первого директора — Николая Чинакала. Значит, справились с проблемами! Это результат совместных усилий геологов и горняков.
Продолжает традиции отцов- основателей Института Михаил Курленя, ветеран отрасли, ученый высокого уровня, лауреат Государственной премии СССР, премии Правительства страны и премий ряда Академий наук, автор 25 монографий и более 400 научных трудов. Михаил Владимирович считает, что от выверенного шага геологов, точного исследования недр зависит и деятельность горняков.
Так какие же трудности подстерегают горных дел мастеров?
— Во-первых, увеличение глубины горных пород, ухудшение горно-геологических условий освоения месторождений полезных ископаемых. Во-вторых, снижение качества минерального сырья. В-третьих, поиск новых технологий добычи и переработки полезных ископаемых. Приходится много внимания уделять вопросам крепления и поддержания горных выработок, отлаживать системы диагностики и контроля геомеханического состояния среды, с тем чтобы предупредить опасные геодинамические и газодинамические проявления в горных выработках и в конечном итоге повысить безопасность труда. Решать эти непростые задачи нам помогают геологи, — говорит Михаил Курленя.
За плечами у Михаила Владимировича крупнейшие объекты добычи полезных ископаемых в Кузбассе, Якутии, Норильске. В Кузбассе (в районе Горной Шории) работы ведутся на глубине одного километра под землей, а в Норильске — и того больше: разработки идут в 1,3 километра ниже земной поверхности! И на такой глубине человеку необходимо создать не только безопасные, но и нормальные условия для труда — желательно высокопроизводительного. Следом за геологами идут маркшейдеры, за ними — шахтостроители и только потом те, кто добывают уголь, руду и другие богатства подземных кладовых.
Кузбасс, Якутия, Норильск…
Глубже под землю — значит дороже, труднее и опаснее. Это аксиома горной отрасли. В последнее время специалисты сталкиваются со сложными проблемами высокой газоносности угольных пластов, в частности в Кузбассе. Основной комплекс работ ведется Институтом по технологии дегазации тех самых угольных пластов.
Второй объект приложения сил и научной мысли в Кузбассе — месторождения железных руд в Таштаголе и Шерегеше. Добыча руд там ведется в основном взрывным способом, а район сейсмоопасен. Ученые вырабатывают рекомендации, предупреждающие так называемые горные удары.
На алмазных месторождениях, разведанных геологами в Якутии, в прошлое уходит время разработки открытым способом. Горнякам-производственникам приходится строить шахтные стволы, а ученым решать множество, казалось бы, неразрешимых вопросов, также связанных с безопасным ведением работ.
В Норильске другая, не менее сложная проблема — комплексное извлечение уникальных по составу, содержанию и параметрам отработки залежей меди, никеля, кобальта, серы, редкоземельных и драгоценных металлов, которые в свое время в невероятно тяжелых условиях Заполярья открыли геологи.
…Горняк с геологом дружат на протяжении всего периода эксплуатации месторождения, и именно это является залогом успешного и эффективного освоения подземных кладовых России.
ФАКТ
В Институте горного дела им. Н.А. Чинакала Сибирского отделения Российской академии наук создана и действует научная школа Михаила Курлени, получившая несколько грантов Президента России и подготовившая 13 докторов технических наук и около 30 кандидатов наук.