USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Схватывать на лету!

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Единственная в городе женщина-жонглер Елена Журавлёва мечтает вовлечь в любимое дело весь Новосибирск

Елена несколько лет назад побывала на «Снежном шоу» Вячеслава Полунина, и ее цели и устремления кардинально изменились. Увидев это волшебство, она тоже захотела сотворить что-то необычное и чудесное, — то, что нравилось бы людям и приносило им радость. С того момента в ее жизнь пришло жонглирование. Это увлечение длится уже девять лет без перерывов, и ни на что другое наша героиня менять его не собирается.

«Мама, у вас родился жонглер!»
Пять лет назад образовалась первая группа жонглеров: тогда в маленьком зале психологического центра собирались на репетиции два-три человека. И уже намного позже их начали приглашать выступить с номерами оригинального жанра. Три года назад Елена стала работать в центре «Содружество» и тогда же вместе с соратником Славой Михайловым открыла школу жонглирования: здесь наконец-то появилась возможность обучать всех желающих этим необыкновенным жонглерским «штучкам». Наша героиня считает свое увлечение своеобразным видом спорта и мечтает в ближайшие пару лет научить «кидать мячики» весь город: от мала до велика.

— Сложно было постигать искусство жонглирования с нуля, постоянно тренируясь?

— Было совершенно непонятно, как же делаются все эти трюки. Приходилось учиться всему самостоятельно методом проб и ошибок, получалось очень медленно, и часто не хватало терпения. Тем, кто занимается у меня сейчас, легче: они учатся уже на готовом, и, естественно, освоение материала идет быстрее. Например, детишки, которые к нам приходят, через месяца два довольно уверенно жонглируют. Ребятишки все осваивают легче: собственно, именно поэтому в цирковых семьях принято их учить с раннего возраста.

— Так вы, наверное, в детстве в цирке выступать мечтали?

— Как это ни странно, нет. В школе увлекалась художественной гимнасткой, хотела работать тренером. Потом мечтала стать ученым-биологом, энтомологом. О жонглерской карьере даже не задумывалась. Если бы мне лет 15 назад сказали, что открою свою школу, сделала бы большие глаза и... не поверила.

Елена образно показывает, какое именно у нее было бы выражение, и заразительно смеется. При взгляде на эту миниатюрную подтянутую женщину становится ясно, что она не привыкла сидеть на месте: наша героиня буквально искрится весельем и переполняющими ее ритмом и движением.

Что упало, не пропало
— Назовите главные качества характера жонглера?

— Их три: терпение, упорство и спокойствие. Например, когда осваиваешь новый трюк, нужно быть готовым к тому, что сначала предметы будут часто падать. Чем красивее и сложнее трюк, тем дольше его нужно готовить.

Если человек начнет психовать, сдаваться, то у него просто ничего не выйдет. Отсюда — философское отношение к неудачам, к собственным ошибкам и в то же время стремление к совершенству.

— Есть такие ученики, которые приходят только за славой?

— Существуют две категории жонглеров: одни приходят заниматься для саморазвития, другим нравится работать на публику. Мой напарник и соорганизатор школы Слава Михайлов, например, любит просто работать и тренироваться, а я больше люблю сцену.

Кстати, многие хотят именно выступать. В этом есть определенная психологическая подоплека: если человек стеснительный, то жонглирование — это безопасный способ заявить о себе.

Как рождается номер?
— Большинство номеров появляются от ощущения внутреннего чуда. Бывает, что вдохновляет чужое выступление: видишь образ, в котором человек себя преподносит, и из этого рождается что-то новое.

Иногда музыка настолько глубокий отпечаток оставляет в душе, что хочется что-то сделать именно под нее. А может неожиданно заиграть образ какого-то персонажа...

— Ваш любимый литературный герой?

— Он меня преследует очень давно — это Безумный Шляпник. У нас была традиция постоянно пить чай в жонглерке — этакое «безумное чаепитие», во время которого происходило и жонглирование. Причем частенько в воздухе летали кружки.

— Кто из профессионалов вдохновляет?

— Сочетание пластики и жонглирования у Виктора Ки, его выступления — это то, что действительно меня воодушевляет. Такого же уровня я хочу добиться от самой себя.

Раньше жонглеры просто демонстрировали трюки, а сейчас больше развиваются пластика и хореография. Поэтому именно сочетание образа и мастерства привлекает в современных номерах.

— Любимое дело семейным отношениям не мешает?

— Семья относится к моему увлечению с пониманием. Во-первых, это красиво, им нравится. Конечно, репетиции забирают много времени и сил, но что делать, если в семье родился жонглер?..

Близкие любят посмотреть, похвалить, показать, как лучше сделать. У мамы музыкальное образование, и она часто помогает с подбором композиций для выступлений.

И кружки учатся летать
— В любом творческом коллективе есть закулисные истории...

— У нас очень много историй не для зрителя. Однажды, например, во время светового шоу внезапно включили свет. Фокус в том, что во время такого выступления мы все одеты в черные костюмы, чтобы нас не было видно в темноте. Когда стало светло, все наши тайные манипуляции стали видны. Магия номера, конечно, была испорчена.

Кроме того, мы суеверные ребята: нельзя, чтобы перед выступлением твой реквизит трогал кто-то чужой. Многие даже возят с собой дополнительные комплекты мячиков, чтобы в случае чего сменить.

— Бывают моменты, когда хочется все бросить?

— Бывает, вдруг всеми овладевает уныние. Это симптом эмоционального истощения — силы тебя покидают, но на следующий день уже легче и смотришь на все по-другому. Но в депрессивные моменты ничего не помогает, нужно просто подождать.

Обычно такое состояние наступает после выступлений, когда полностью отдался номеру, трюкам, а для себя ничего не оставил. Тогда я перестаю понимать, зачем все делаю, думаю: «Мне столько лет, а я занимаюсь непонятно чем».

— Планируете…

— ...в ближайшем будущем расширить нашу школу. Хочется, чтобы жонглирование в Новосибирске развивалось даже не столько как искусство, а как альтернативный спорт. Посмотрите на мои мышцы: жонглирование оказывает хорошее влияние и на физическое состояние, и на осанку, и на координацию движений.

СПРАВКА
Арт-группа «Городские жонглеры» принимала участие в фестивалях «Сибирское сияние», «Города солнца», «Индия», «Zнаки», «Дримфлеш». Регулярно участвует в социальных проектах, с удовольствием сотрудничает с детскими домами Новосибирска (проводит мастер-классы), где ее очень хорошо принимают. Арт-группа со своими мастер-классами неоднократно от Дома молодежи ездила с представлениями в районы области.

Фотографии статьи
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА