Дороги дорожают: за чей счёт?
Дополнительные сборы за проезд по региональным трассам могут привести к росту цен на товары и жилье
Взимать налог с владельцев большегрузов за пользование дорогами регионального значения — нововведение, которое депутаты посчитали несвоевременным и нецелесообразным. Предложение министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области об установлении платы за пользование региональными трассами для автотяжеловесов было рассмотрено на заседании комитета регионального Законодательного собрания по строительству, жилищно- коммунальному комплексу и тарифам.
Заместитель министра Анатолий Костылевский напомнил, что ввести плату за проезд по федеральным дорогам транспорта, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, планировалось в 2014 году. Но по целому ряду причин реализацию проекта перенесли на ноябрь 2015 года.
— Когда программа начнет действовать, масса автомобилей двинется в объезд федеральных трасс по региональным дорогам, — пояснил Анатолий Костылевский. — Поэтому есть инициатива реализовать пилотный проект взимания платы за проезд по областным магистралям.
Работа системы будет основана на использовании блоков ГЛОНАСС/GPS, которыми оснащено большинство автомобилей. Все полученные средства будут поступать в дорожный фонд Новосибирской области. По прогнозам специалистов, общая сумма составит 2,8 миллиарда рублей в год.
Невзирая на ожидаемые финансовые выгоды, предложение профильного министерства депутаты не поддержали. Так, Алексей Александров предположил, что дополнительные платы приведут к увеличению стоимости перевозимой продукции и товаров. Ашот Рафаэлян заявил, что новый сбор едва ли улучшит состояние дорог в регионе, а компенсировать влияние массы автомобиля на степень износа дорожного полотна можно и с помощью транспортного налога — который, кстати, недавно был увеличен. Наконец, Вадим Агеенко напомнил, что в 90-е годы плата за въезд в города уже вводилась, но положительных результатов эта мера не дала.
— В некоторых сферах, например в коммунальном хозяйстве, мы часто видим так называемый ползучий рост: вроде бы тарифы не меняются, а оплата увеличивается за счет введения новых сборов, — резюмировал председатель комитета Николай Мочалин. — Кто будет платить сбор, который предложили транспортники? Народ. Привезти машину щебня из Тогучина в Новосибирск стоит пять тысяч рублей, а с учетом нового налога — шесть тысяч. Между тем в Тогучине производят и кирпич, и стеновые панели. Получается, мы говорим о необходимости снижения стоимости жилья, а она будет только расти. Налог ударит и по перевозчикам, которые покупали свои машины в лизинг или кредит. Считаю, это нецелесообразное и несвоевременное решение. Нас никто не обязывает вводить региональный закон, тем более что еще не просчитано, к каким социально-экономическим последствиям он приведет.