Доклад Губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко
Добрый день, уважаемые депутаты, участники заседания Законодательного собрания!
В соответствии с Уставом Новосибирской области сегодня я представляю вашему вниманию отчёт об итогах деятельности Правительства Новосибирской области и органов государственной власти о результатах развития Новосибирской области в 2013 году.
Конструктивный диалог исполнительной и законодательной власти Новосибирской области стал хорошей традицией. Руководители исполнительных органов власти регулярно принимают участие в работе профильных комитетов Законодательного собрания, точно также как и депутаты Законодательного собрания участвуют в заседаниях Правительства Новосибирской области, совещаниях по тем актуальным и важным вопросам, которые рассматриваются и должны рассматриваться и решаться законодательной и исполнительной властью в конструктивном и тесном взаимодействии.
Важно, что всё это время мы независимо от политических убеждений действовали и принимали решения во благо развития нашего региона, повышения качества жизни наших людей.
Прежде чем остановиться на главных результатах минувшего года, я хочу напомнить, что вам были розданы раздаточные материалы, где в таблицах, диаграммах, текстовой части представлены все направления деятельности в 2013 году, программы долгосрочные целевые и ведомственные, по которым мы работали. Соответственно, это обширная и полная информация.
В целом, итоги развития Новосибирской области в 2013 году можно оценивать как положительные. Отмечена положительная динамика основных социальных и экономических показателей.
Конечно же, важнейший из комплексных показателей — это демографический показатель. Второй год подряд в Новосибирской области сохраняется естественный прирост населения. В 2013 году естественный прирост составил 1 975 человек, или 2,2 %. Сотрудниками ЗАГС (это орган государственный, которому на уровне субъекта переданы полномочия и реализация важной функции — записи регистрации актов гражданского состояния, рождения, смерти) зарегистрировано 38 744 актовые записи о рождении и 36 769 актов о смерти. Очень важно, что эта динамика сохранилась и в первые месяцы 2014 года. Два года подряд — в 2012 — 2013 годах — мы имеем естественный прирост населения по итогам года в целом, а первый квартал всегда был, к сожалению, с отрицательной динамикой. Впервые у нас в области в январе 2014 года сохраняется естественный прирост населения.
Увеличилась в целом численность постоянного населения: на 1 января 2014 года в области зарегистрировано и проживает 2 миллиона 730 тысяч 900 человек.
Правительство Новосибирской области регулирует и в интересах жителей области оказывает существенное влияние на миграционный поток. Нам удалось снизить коэффициент миграционного прироста. В 2013-м мы имеем значение коэффициента 7,4 на тысячу населения, в 2012-м имели 8 человек на тысячу населения. Численность фактически выданных разрешений на работу привлечённых иностранных граждан в 2013 году составила 28,4 тысячи, что почти в два раза ниже квоты, которую заявляли наши работодатели, и на 3 % меньше квоты 2012 года.
Уже на протяжении трёх лет мы проводим политику по снижению привлечения иностранной рабочей силы в экономику для защиты нашего рынка, привлекаем только тех специалистов, которые сегодня дефицитны, которых нет на рынке, по тем профессиям, которые не интересны нашим гражданам. Мы считаем, что система профессиональной подготовки, которая работает у нас в области, позволит в ближайшее время значительно улучшить ситуацию по переподготовке, по приобретению новых профессий нашими гражданами. Это ещё более снизит потребности экономики в миграционных трудовых ресурсах.
Валовой региональный продукт увеличился в прошедшем году на 3,2 % в сопоставимых ценах и превысил темпы роста ВВП страны, как вы знаете, ВВП вырос на 1,3 %.
В абсолютных цифрах эта динамика выглядит следующим образом: с 688 миллиардов в 2012 году мы в отчётном году достигли ВРП уровня 750 миллиардов. Мы перевыполнили плановые показатели (705 млрд), немного не дотянули до тех прогнозных цифр, которые мы планировали выйти — это 761 миллиард. Однако этому есть объяснение, поскольку региональная экономика не может жить в отрыве от макроэкономической ситуации и в стране, и в глобальной экономике на планете.
Важный очень показатель, который мы учитываем (его учитывает и Правительство Российской Федерации), — это то, что мы обеспечили рост валового регионального продукта в расчёте на душу населения. Этот важный показатель составлял 255 тысяч рублей в 2012 году, в 2013-м он достиг 275,6 тысячи рублей. Задача увеличения этого показателя, безусловно, остаётся для нас приоритетной. У нас растёт численность населения, поэтому динамика роста валового регионального продукта у нас должна быть опережающей.
Несмотря на снижение темпов экономического роста и ослабление курса рубля, нам удалось сохранить положительную динамику инвестиций в основной капитал. По итогам прошлого года объём инвестиций составил 174,6 миллиарда. Это больше, чем в 2012 году, но это не та цифра, которую мы планировали и рассчитывали привлечь в экономику Новосибирской области. Так, динамика, которую мы достигли в 2013 году, потребовала выработки дополнительных мер Правительством Новосибирской области для того, чтобы справиться с плановыми цифрами 2014 года. Хотя это будет, конечно же, непросто.
Выросли и показатели инвестиций в расчёте на душу населения. Они составили 64,2 тысячи рублей против 60 тысяч годом ранее.
Во многом такие показатели стали результатом напряжённой работы органов власти по привлечению инвестиций в регион. В 2013 году на реализацию мероприятий региональной программы «Государственная поддержка инвестиционной деятельности» из областного бюджета области было направлено 452 миллиона рублей.
Это те инструменты, которые помогли предприятиям в конкурентной борьбе, которые позволили снизить некоторую нагрузку при реализации инвестиционных проектов инвесторам, работающим на нашей территории. Среди них как действующие предприятия, так и вновь пришедшие инвесторы в Новосибирскую область.
Активно работал совет по инвестициям, рассмотрел и утвердил 16 проектов общей стоимостью почти 36 миллиардов рублей. Конкурсная комиссия по предоставлению государственной поддержки инвестиционной деятельности одобрила 10 инвестиционных проектов.
В сентябре 2013 года в Новосибирской области была утверждена программа государственной поддержки Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий на 2013 — 2017 годы. Правительство Российской Федерации в ноябре 2013 года утвердило предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Новосибирской области в общей сумме 150 миллионов рублей на реализацию мероприятий программы. Данные средства будут направлены на создание инновационной инфраструктуры по данной тематике.
Не меньший потенциал для привлечения инвестиций, считаю, заложен в государственно-частном партнёрстве. В 2012 году был принят закон о ГЧП, и в прошлом году мы начали пять пилотных проектов, основанных на государственно-частном партнёрстве, в 4 районах области по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры. Объём инвестиций в данные проекты составил за год 732 миллиона рублей. Вы знаете, насколько это чувствительная тема, какая конкуренция и в малых населённых пунктах, в районных центрах, какие условия работы в ЖКХ. Показатель работы того, что инвестиции пошли в малую энергетику, жилищно-коммунальный комплекс. Мне кажется, немалый вклад в это внесли и мы с вами.
Значительный вклад внесла, считаю, наша промышленная политика по поддержке проектов модернизации и обновления основных фондов. Уделялось большое внимание коммерциализации новых технологий на предприятиях, выделялись финансовые средства как на освоение новых видов продукции и новых технологий, так и на совершенствование действующих производств. На эти цели в рамках только федеральных целевых программ, а это, конечно, львиная доля, были направлены средства из федерального бюджета в предприятия Новосибирской области в сумме 1 миллиард 780 миллионов рублей.
Кроме того, были, конечно же, и частные инвестиции тех собственников, проекты которых не вошли в федеральные целевые программы и не могут войти, поскольку многие отрасли просто неструктурированы по ФЦП.
Большое значение для повышения инвестиционной привлекательности региона, развития предпринимательства в инновационной деятельности имеет реализация наших парковых проектов. Завершилось оснащение Центра прототипирования в Технопарке новосибирского Академгородка — начали работу Центр термической обработки металлов и Гальванический комплекс. Это комплексы, уважаемые коллеги, которым нет сегодня аналогов в Российской Федерации. Ответственно это заявляю. Это видели и промышленники, видели и наши гости, представители федеральных министерств, некоторые руководители Правительства. То, что было сделано, произвело впечатление даже на них.
Запущены два специализированных бизнес-инкубатора — медико-биотехнологического профиля и керамических технологий. Теперь по каждому из четырёх направлений специализации Академпарка работает специализированный бизнес-инкубатор, оснащённый необходимыми приборами, оборудованием, специалистами, которые могут оказать услуги молодым инноваторам по выполнению той или иной прикладной задачи, по созданию того или иного нового продукта или внедрению новой технологии.
Академпарк сегодня — это комплекс из 11 зданий общей площадью 80 000 квадратных метров, в котором разместились более 270 компаний, с численностью работников около 7 700 человек. Выручка от продаж продукции всех компаний-резидентов в 2013 году составила 13 с половиной миллиардов рублей.
Открыт первый на территории Российской Федерации Центр прототипирования медицинских изделий и продуктов на базе Медицинского технопарка. И уже начато выполнение конкретных проектов, направленных на внедрение новых разработок, методик в практическую медицину, в производство медицинских изделий.
Продолжают деятельность инновационный бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово, ряд институтов развития малого и среднего предпринимательства уже доказали свою эффективность.
Новые резиденты появились в Промышленно-логистическом парке — с начала 2013 года статус резидента присвоен 9 проектам. Сумма фактически вложенных инвестиций резидентами ПЛП в реализацию своих проектов в 2013 году составила 1,4 миллиарда рублей. Объем привлекаемых инвестиций инвесторами — новыми резидентами ПЛП — 12 миллиардов рублей.
Серьёзные усилия органов власти были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, в первую очередь на повышение доступности финансовых ресурсов для тех компаний, которые только были созданы, у кого еще нет истории успеха, у кого нет кредитной истории и у кого практически закрыта дорога на финансовый рынок в коммерческие банки для привлечения средств на реализацию.
574 миллиона рублей было направлено на поддержку малого бизнеса, в том числе более 200 миллионов из областного бюджета и 368 миллионов рублей нами было привлечено и получено из федерального бюджета в ходе конкурсов, которые организовывало Министерство экономического развития Российской Федерации.
Это позволило сохранить активность малого и среднего предпринимательства, обеспечить прирост оборота товаров и услуг в этом секторе экономики. Оборот малых предприятий в валовом региональном продукте составил более 38 %.
В минувшем году получили содействие муниципальные программы поддержки индивидуального предпринимательства и малого бизнеса. На софинансирование 30 программ было направлено 30 миллионов рублей из областного бюджета.
По итогам года индекс промышленного производства составил 102,2 %, при среднероссийском значении — 100,4 %. Это, конечно же, показатель ниже плановых. И здесь нам не надо успокаиваться, нам надо работать над тем, чтобы темп роста промышленного производства был выше. Это базовая отрасль в нашей диверсифицированной экономике, поскольку при доле в ВРП в 23 % доля налогов, уплачиваемых в консолидированный бюджет области, составляет 36 %. Это показатель очень серьёзный. И нам нужно и по другим отраслям, коллеги, вместе и депутатам, поскольку они прекрасно знают свои избирательные округа, предприятия, людей, и органам исполнительной власти, и органам местного самоуправления проводить работу по выводу из тени бизнеса, по созданию некомфортных условий тем предпринимателям, которые имеют налоговую нагрузку существенно ниже среднеотраслевой. Причём это снижение налоговой нагрузки происходит не за счёт специфики того или иного предприятия. Поверьте мне, проводился серьёзный анализ — мы знаем эти предприятия, мы начали тут работать. Это за счёт, так бы сказал, некорректной работы по налоговому кодексу и по правилам ведения бизнеса.
На падении динамики роста промышленного производства региона сказались, конечно, и общероссийские тенденции замедления экономики. Но наша с вами задача — с учетом специфики получить более высокий показатель. А не самоуспокаиваться тем, что у нас выше, чем в среднем по стране.
Более низкий процент промышленного роста, чем мы планировали (ниже на полтора-два процента), связан со снижением производства ресурсоснабжающих организаций. Темп роста у ресурсоснабжающих организаций составил 95,9 %. А с учётом доли в ВРП это снижение даёт вот такую величину. С одной стороны, это хорошо. Сегодня многие предприятия, люди начали экономить ресурсы за счёт установки приборов учёта, более эффективного применения новых, менее энергозатратных технологий. Получили такой обратный эффект, но обратный эффект по сути — положительный. Лучше, чтобы была более энергоэффективная экономика, чем мы будем расти за счёт прироста этой отрасли. Поэтому я просто остановился, чтобы показать: если убрать эту долю, то повышение темпов роста промышленности было бы больше, чем сегодня мы имеем по статистике.
Одним из стратегических направлений деятельности органов власти региона в 2013 году была поддержка аграрного сектора. В сельском хозяйстве в основном преодолены последствия засушливого катастрофического, можно сказать, 2012 года. Погодные условия 2013 года, к сожалению, принесли новые, абсолютно другой направленности погодные условия — очень много влаги, избыток. Тем не менее рост сельскохозяйственного производства составил 115 %. И 2012-й, и 2013 год показали, что невозможно сегодня и завтра агропромышленному комплексу развиваться без мер государственной поддержки.
В прошлом году из всех источников объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей составил 4 миллиарда 370 миллионов рублей. Это практически на миллиард больше, чем годом ранее.
Мы переходим на новые формы государственной поддержки, которые синхронизированы и могут реализовываться только согласованно с федеральным центром. Это и предоставление субсидий на гектар пашни, на литр реализованного товарного молока соответствующей категории и качества. И здесь — это наш вектор. Особенности агропромышленного комплекса Новосибирской области заключаются в том, что нам нужно снять риски большого объёма продукции растениеводства в структуре сельхозпроизводства. Мы достигли неплохих объёмов, и нам нужно работать над повышением урожайности и эффективности.
Что касается вопросов животноводства, производства животноводческой продукции — это наш приоритет. По направлению «производство красного мяса» разработан проект, и с 2013 года мы начинаем над ним работать. Наши проекты по увеличению объёмов производства мяса птицы, свинины, включая и те, которые в 2013 году были запущены, не только вызывают уважение и зависть внутри Сибирского федерального округа, но и производят впечатление на Министра сельского хозяйства Российской Федерации, на его подчинённых.
В Колыванском районе введён крупнейший комплекс, он хоть и называется филиал, но по большому счёту — это новый комплекс, расположенный в десятках километров от основной площадки. Абсолютно новый комплекс, аналогов которому и по генетике животных, и по организации самого производства нет в Российской Федерации. Этот проект заложен сразу с перспективой роста как минимум в два, а по некоторым направлениям и в три раза от сегодняшних мощностей, уже очень серьёзных. Я сейчас могу немного ошибиться, по-моему, 125 тысяч тонн мяса свинины в товарном виде.
В птицеводстве мы удерживаем лидерство по производству яйца. В 2013 году введён после реконструкции новый хороший высокотехнологичный и автоматизированный комплекс. Это направление тоже развивается. Часть проектов, начатых в 2013 году, будет вводиться в 2014-м и последующие годы.
Мы, безусловно, будем разрабатывать новые меры государственной поддержки. Согласовывать их и обсуждать на совете АПК с работниками агропромышленного комплекса для того, чтобы получить максимальную отдачу по эффективности, по результатам работы этого жизненно важного комплекса в экономике Новосибирской области.
В регионе продолжается реализация проектов в агропромышленном комплексе. В 2013 году объем инвестиций в АПК составил 13 миллиардов рублей.
Вместе с тем показатели производства продукции по производству молока оказались ниже. И здесь тоже необходимы конкретные меры по неснижению поголовья крупного рогатого скота, по повышению продуктивности животных.
Важнейшим вопросом, сдерживающим развитие агропромышленного комплекса, остаётся кадровый. Здесь нам надо смелее переходить на контрактную подготовку специалистов высокого уровня с хорошим объёмом знаний, поскольку на подготовку части специалистов мы направляем областные государственные средства. Нам необходимо, чтобы у тех, кто будет работать по нашему заказу в экономике, были не посредственные знания, а очень высокие компетенции, высокий уровень профессионализма.
Для того чтобы такого уровня специалисты приезжали работать, необходимы соответствующие условия проживания на селе. Вот почему мы в рамках программы «Социальное развитие села» продолжали и будем продолжать работу по улучшению жилищных условий. В прошлом году улучшили жилищные условия 314 семей, из них 209 — это молодые специалисты. Престижность работы на селе во многом зависит от качества жизни, от условий проживания. В тех населённых пунктах, где эти условия достойные, есть и конкуренция, есть нормальная очерёдность за работой. Туда есть желание приехать и работать. Вот что мы с вами должны делать: весь комплекс от системы социальной — здравоохранение, образование, услуги — до досуговой части. И конечно, обеспечить комфортность, благоустройство населённых пунктов.
Мы продолжаем работать над комплексным развитием транспортной инфраструктуры. В 2013 году общий объем финансирования дорожно-строительных работ на автомобильных дорогах федерального, регионального, межмуниципального и местного значения составил 15 миллиардов 900 миллионов рублей. Коллеги, такой беспрецедентной цифры не было в Новосибирской области никогда.
Построено 48 километров новых автомобильных дорог и отремонтировано (в том числе капитально) 243 километра дорог областного значения. Дорожно-строительные работы проведены на 150 километрах муниципальных дорог.
В 2013 году начато строительство Восточного обхода города Новосибирска. Эта федеральная трасса существенно облегчит ситуацию на уличной дорожной сети. Поэтому наша задача — в три, четыре года построить и ввести в эксплуатацию первый 20-километровый участок дороги. Он достаточно непростой, но есть все основания уложиться в такой срок работы. Получено и обеспечено финансирование, в том числе в течение 2013 года мы добились вместе с Росавтодором увеличения первоначальных объёмов капитальных вложений в этот объект с 300 миллионов до 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Заверяю вас, по федеральным дорогам мы будем работать именно так: не сторонними наблюдателями, а активными участниками по увеличению объёмов средств, что необходимо для ускорения сроков. Нужно, чтобы дороги как можно быстрее работали на экономику и для людей не только Новосибирской области, но и близлежащих регионов.
В прошлом году была достигнута принципиальная договорённость и принято решение по началу реконструкции 30-километрового участка трассы М-51, а в 2014 году этот объект уже включён в федеральный бюджет, соответственно, есть финансирование. Поскольку вчера разговаривал с руководителем Росавтодора (он был у нас, проводил совещание), то нет никаких сомнений в том, мы начнём реконструкцию дороги М-51 на одном из самых опасных напряжённых участков — в районе Коченёво с примыканием к Северному обходу. Это 30 километров от Северного обхода и уходим за Коченёво. Это будет дорога совершенно другой категории, с разделительными полосами движения и другими возможностями.
Большой объем работы мы выполнили на третьем мосту, Бугринском, как назвали его горожане. В прошлом году получили дополнительные ресурсы — 2 миллиарда 280 миллионов рублей. Сегодня строительство моста идёт опережающими темпами от графика. Поставлена задача — сентябрем 2014 года ввести его в эксплуатацию. Хотя по контракту он должен быть введён к концу года. Каждый день — это серьёзное улучшение ситуации на дорогах города.
Эти проекты создают новые возможности для развития не только Новосибирской области, но и всего большого макрорегиона восточной части нашей страны. Это позволит в значительно лучших условиях привлекать инвестиции для размещения реального сектора экономики — объектов промышленности, логистических комплексов. Это позволит начать проекты, которые важны для качества жизни: такие большие объекты — аквапарки, спортивные сооружения, которые будут востребованы не только жителями нашей области. Как Новосибирский зоопарк интересен близлежащим и далеколежащим регионам России, так и такие объекты легче будет реализовать у нас в регионе.
Для расширения масштабов дорожно-строительных работ, повышения качества на первый план выходит привлечение в дорожную отрасль частного капитала, как минимум на условиях государственно-частного партнёрства. Такие проекты уже готовятся. Мы сегодня уже предпринимаем конкретные действия, мы уже выполняем такую работу пока в части проектирования дороги К-17 от Ордынского кольца до посёлка Ярки с привлечением этой модели. Таким образом, впервые за Уралом реализация дорожных инфраструктурных проектов будет вестись на основе частно-государственного партнёрства.
Мы рассматриваем и другие проекты, но пока о них рано говорить.
В сфере жилищного строительства в 2013 году был очередной рекордный ввод жилья, и он составил 1 миллион 700 тысяч квадратных метров жилья, что на 129 тысяч больше, чем годом ранее. Это неплохая динамика. Ещё один показатель — на протяжении последних трех лет нам удалось изменить структуру ввода жилья. Ранее 90 с лишним процентов жилья вводилось в городе Новосибирске, теперь третий год подряд мы вводим 30 % жилья за пределами административного центра. Это говорит о многом.
Задача, которая будет актуальна многие годы, — снижение стоимости квадратного метра, или хотя бы не рост. Для этого в прошлом году мы приняли программу развития стройиндустрии. Введён ряд заводов. Это и завод по производству извести в Искитиме, и завод по производству газобетона там же. Это принятие решений о начале строительства предприятий, заводов по производству утеплителей, которые у нас сегодня не производятся. Это строительство очередного завода (а это именно завод, хотя расположен на одной площадке с действующим) по производству сэндвич-панелей высочайшего уровня в Искитимском районе с очень серьёзными объёмами. И там тоже будет построен завод по производству утеплителей. Сегодня этот материал мы ввозим в Новосибирскую область — на 100 %.
Все эти факторы и все эти решения должны стать основой для решения этой задачи — остановить темп роста стоимости квадратного метра. Но не за счёт административного давления, не за счёт снижения доходности строительной отрасли, а за счёт других масштабов, других технологий и другого обеспечения необходимыми материалами при строительстве.
В 2013 году, в соответствии с региональными программами по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на трёхлетний период, приобретено более 60 тысяч квадратных метров жилых помещений. Новосёлами стали более 4 400 граждан, ранее проживавших в аварийном, ветхом жилом фонде. Что это за фонд? В этом зале я даже не буду останавливаться на этом вопросе и тратить время. Все мы прекрасно знаем, в каких условиях жили люди. К сожалению, такого фонда ещё очень много в области, в первую очередь в Новосибирске. И решить эту проблему в другой динамике можно не только за счёт бюджетных назначений, но за счёт привлечения частных инвестиций, за счёт создания прозрачных, понятных долгосрочных правил по изменению облика территорий за счёт застройщика, за счёт тех инвесторов, которые профессионально занимаются этим.
Болевые точки, которые мешают этому, мы выявили в прошлом году. Часть решений приняли вместе с органами местного самоуправления, часть решений принята Правительством Новосибирской области. 2014 год будет годом, когда мы начнём масштабно реализовывать эту программу переселения. Бюджет не сможет эту задачу решить просто стандартным набором действий, как мы решали раньше, а задача поставлена Президентом страны. Нужны новые подходы, и у нас есть их понимание.
Депутатскому корпусу очень важно погрузиться в эту проблему, быть участниками этого процесса. Поскольку часто возникают сложности в работе с населением, которое высказывает желание остаться именно на том месте, где проживали, а не переезжать в другой микрорайон или тем более район, что вызывает неудобства в период строительства. Здесь я обращаюсь к вам за поддержкой и помощью по работе с населением.
В 2013 году проведён капитальный ремонт 109 многоквартирных домов общей площадью более 60 тысяч квадратных метров. Начиная с 2014 года ремонт многоквартирных домов будет осуществляться в соответствии с Региональной программой капитального ремонта. Да, там есть много вопросов, которые нам предстоит решить. Из-за того, что это новое, из-за того, что необходимо менять менталитет, отношение собственника к своему имуществу не только в части квартиры, но и общедомовому имуществу.
Но однозначно понятно, что граждане не смогут решить накопившуюся за десятилетия — не за двадцать лет, а за тридцать, сорок, пятьдесят лет — эту проблему и не должны решать только за счёт собственных ресурсов, финансов. Обязательно будет участие консолидированного бюджета области. В каких масштабах? Это решать, конечно же, Законодательному собранию и Правительству Новосибирской области исходя из тех возможностей, которые у нас есть, на основе тех доходов, которые мы будем формировать. А доходы бюджета — это в основном собственные доходы. Поэтому здесь я бы просил депутатов приносить свои предложения, идеи. Не просто критиковать и говорить «вот так не должно быть», это самое, наверное, непродуктивное. Мы готовы к обсуждению или совместному поиску решений, необходимых в этой, поверьте, очень серьёзной проблеме. А она характерна не только для Новосибирской области, но и для всей страны. Давайте её вместе не на митингах, а в кабинетах, на заседаниях, с привлечением специалистов и общественников рассматривать, решать.
В 2013 году большой объем работ проведён по программам замены и модернизации лифтового оборудования, развития инженерной инфраструктуры. Конкретные данные есть в тех материалах, которые вам представлены. Заменены магистральные водоводы в городах Болотное и Татарск, в райцентрах Маслянино и Убинское, канализационный коллектор в селе Озеро Карачи. Все они введены в эксплуатацию в 2013 году.
Традиционно мы уделяем особое внимание подготовке жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону. Все 35 муниципальных образований своевременно получили паспорта готовности (за исключением… я сейчас даже не вспомню — некоторые с опозданием). Отопительный сезон медиану перешёл, дело идёт практически к весне, хотя в Сибири она разная бывает и расслабляться не надо. Но уже сегодня можно говорить о том, что система показала эффективность принимаемых решений. Она сработала при всех рисках, которые были.
Мы в 2013 году, уважаемые депутаты, приняли один раз такое решение, но оно очень принципиальное и важное. Мы проводили ремонт не за счёт тарифов, а за счёт финансового участия собственников. Тепловые сети [«Новосибирскгортеплоэнерго» (НГТЭ)] в городе Новосибирске выполнили работы на самых аварийных участках магистральных и разводящих сетей, особо аварийных, где по несколько раз за отопительный сезон латали, переваривали, ставили заплатки, врезали новые вставки.
Общая стоимость работ составила 400 миллионов рублей. 200 миллионов вложила компания СИБЭКО, которой принадлежит 50 % акций НГТЭ. И остальные 200 миллионов рублей вложили город Новосибирск и областной бюджет пополам. Это стало гарантией того, что на этих участках не получили крупных аварий. Это не моё только мнение, это мнение специалистов, которые доказали, что именно на этих участках необходимо немедленно провести ремонтные работы.
Программа замены лифтов — это тоже такая программа, которая родилась у нас в области, и я не знаю аналогичных примеров в других субъектах. Она сняла нагрузку с граждан. Да, и граждане участвовали, но по действующему федеральному закону это задача почти что только собственника. Мы, понимая это, приняли программу. Я хочу вас поблагодарить за то, что вы поддержали. Помните, при принятии этой программы проходили очень активные дебаты. Нам необходимо это сложное инженерное оборудование многоквартирных домов привести в безопасное и надёжное состояние.
По программе газификации области в 2013 году мы выполнили работы на 3,3 миллиарда рублей. Новыми участниками программы газификации стали населённые пункты Баратаевка Болотнинского района, Октябрьский Мошковского района, Сосновка Новосибирского района, Огнева Заимка и Посевная Черепановского района. Начато строительство (за счёт средств «Газпрома») двух газопроводов — отводов и газораспределительных сетей в районных центрах Ордынское и Мошково. Это большой объём инвестиций. И несмотря на то что сейчас инвестиционные программы всех крупных государственных госкорпораций и программ сокращаются (это общеизвестный факт), наша задача — в этом году выполнить первоначальный объём работ, чтобы газ пришёл в эти два района. Понятно, что это задача не на один год, сети будут развиваться, населённые пункты будут охватываться, но газ должен прийти по трубе к первым потребителям.
Совместно с органами местного самоуправления мы решаем вопросы и по благоустройству территорий. В 252 муниципальных образованиях области выполнены работы по уличному освещению, озеленению, строительству парков отдыха, устройству тротуаров, детских городков, установке остановочных площадок в сельских территориях. Объекты благоустройства определяют жители на местах. Не власти, а именно жители. И по инициативе жителей те или иные объекты берутся в работу.
Вместе с тем многие вопросы реформирования ЖКХ ещё требуют решения. Конечно, очень важно повышать качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, при этом обеспечив понятный, разумный, управляемый рост тарифов. У нас в области в 2013 году был случай, когда тариф даже понижался. Пока единичный случай, но это возможно. Значит, этот опыт нужно изучить органам местного самоуправления и использовать, масштабировать его.
В 2013 году нами были приняты исчерпывающие меры по ограничению роста размера платы за коммунальные услуги. Все тарифные решения для ресурсоснабжающих организаций приняты с учётом федеральных ограничений, с календарной разбивкой. С 1 января по 30 июня 2013 года тарифы были сохранены на уровне предыдущего года. Мы обеспечили выполнение задачи, которую поставил Президент в части непревышения уровня в 6 % среднегодового роста тарифа.
Я сейчас найду справочку, по которой на цифрах покажу, что это такое. Департамент по тарифам и правительство региона очень ответственно подходят к формированию тарифов. Вот какие цифры: в 2013 году были установлены тарифы 477 организациям. При этом 33 ресурсоснабжающим были снижены тарифы; 183 оставлены без изменений, то есть на том же уровне; а 261 организации тарифы установлены с ростом с 1 июля 2014 года.
При этом Федеральная служба по тарифам установила предельный темп роста тарифов по тепловой энергии — 104,3 %, департамент по тарифам утвердил темп в 102,6 %. По СИБЭКО: ФСТ [Федеральная служба по тарифам] утвердила 104,3 %, департамент утвердил 102,2 %. По водоснабжению: ФСТ — 104,4 %, нами утверждено 104,29 %, но по области 98 %. Электроэнергия: утверждено 104,2 %. Газ — 100 %, в том числе по сниженному газу. Нам удалось с организациями, которые обеспечивают сжиженным газом (а это одна организация в Новосибирской области), достичь соглашения, убедив их в том, что оснований для повышения стоимости килограмма сжиженного газа нет. И она осталась на том же уровне.
За счёт чего это стало возможным? В том числе и за счёт изъятия необоснованно включённых в расходы затрат ресурсоснабжающими организациями. У компании СИБЭКО в 2013 году признаны экономически необоснованными и сняты из расчёта 195 миллионов рублей, в 2014 году —252 миллиона рублей. У ЗАО РЭС — 843 миллиона рублей. А это те составляющие, которые как раз влияют на темпы.
Поэтому, уважаемые коллеги, это очень сложная, тяжёлая профессиональная работа, которая требует профессионального подхода. Я не забыл просьбы, предложения профильного комитета Законодательного Собрания о включении депутатов в состав Региональной энергетической комиссии, на заседаниях которой рассматриваются и утверждаются тарифы. Есть постановление Правительства Российской Федерации, где чётко, точно определён перечень по составу РЭКа — и по количеству членов, и по представительству организаций. Там всего три строчки: сотрудники регулирующего органа, представитель (с прошлого года) антимонопольного и ещё кто-то, не помню сейчас. Точка.
Я хочу вам сказать, что сегодня 90 с лишним процентов всей информации раскрыто и находится на сайте организаций. Свою информацию вывешивает наш департамент. Я, Иван Григорьевич [Мороз И.Г. — Председатель Законодательного собрания Новосибирской области]), не буду фамилии называть, это неправильно. Чтобы был понятен масштаб работы и было понятно, можно ли так, не обладая некоторыми необходимыми знаниями, разобраться в том объёме документов, который представляется, я предлагаю определить от каждой фракции представителя. Наталья Николаевна Жудикова (руководитель департамента по тарифам Новосибирской области) здесь? Возьмите одно дело по любой организации (СИБЭКО, транспортная, РЭС, и какая угодно), положите дело, всю бумагу по одному году на пол, а вы посмотрите на неё и скажите: можно ли вот так, между делом, между сессиями с этим разобраться. А потом мы поговорим предметно. Поэтому здесь я хотел бы, чтобы было чёткое понимание и, соответственно, конструктивная работа. Нет ничего, что в этой теме закрывается, поверьте. Нет. И приведённые мною цифры тому доказательство.
В 2013 году мы вышли на новый этап очень масштабной проектной работы по формированию Новосибирской агломерации, которая станет существенным условием повышения инвестиционной привлекательности и качества жизни на большой территории. За полтора года мы провели колоссальный объём работы по принятию ряда документов, в том числе территориального планирования, по информированию населения об этом проекте. И с 2014 года начнём уже ежедневно и системно не просто заниматься этим проектом, но и реализовывать его. Вот почему возглавлять эту работу будет очень опытный управленец, знающий это дело Владимир Филиппович Городецкий. Я благодарю его за то, что он принял моё предложение.
Нам здесь нужна другая динамика реализации этого проекта, совершенно другие параметры отрыва от наших соседей, которых в борьбе за инвестиции я воспринимаю как наших соперников.
Агломерация будет обеспечивать комплексность развития большой территории, интенсивность производственных, научных, социально-культурных и административно-хозяйственных взаимоотношений между муниципальными образованиями. Она позволит более рационально размещать производительные мощности, оптимально выстраивать транспортно-дорожную инфраструктуру. В агломерации будет формироваться единая система инженерного обеспечения, появится возможность реализации межмуниципальных проектов. И конечно же, всё это станет основой повышения благоприятных условий жизни наших людей.
Положительные экономические тенденции способствовали сохранению стабильности на рынке труда, повышению доходов населения. Регион по-прежнему занимает лидирующие позиции в округе и в стране по уровню реализации трудового потенциала. Новосибирская область имеет один из самых высоких в Сибирском федеральном округе уровень занятости населения — 64,7 % (по округу — 61 %) и самый низкий уровень официально зарегистрированной безработицы — 1,1 %. Это самый низкий показатель с 2000 года. Фактически получается за 13 лет.
Во многом это является результатом планомерной и широкомасштабной работы министерства труда, занятости и трудовых ресурсов, центров занятости населения.
При содействии центров занятости населения из 118 с половиной тысяч граждан, искавших работу в прошлом году, были трудоустроены 66 тысяч, то есть более половины. Для оперативного информирования населения о вакансиях и требованиях работодателей к потенциальным претендентам на рабочие места в 2013 году в области проведено 1 137 ярмарок вакансий и учебных мест, которые посетили 42 тысячи человек. Они посмотрели, где можно получить работу, переквалифицироваться. Субсидию на организацию собственного дела получили более тысячи человек.
Развитие экономики привело к увеличению фонда заработной платы: с 258 миллиардов рублей в 2012 году до 283 миллиардов в отчётном году. Хотя, конечно, это не та цифра, которую мы планировали. О причине мы говорили на рабочих совещаниях: уровень заработной платы сегодня необходимо повышать в том числе и за счёт легализации рабочих мест, выполнения трёхстороннего соглашения, действующего на территории Новосибирской области, всеми участниками, всеми хозяйствующими субъектами.
В 2013 году возросла величина прожиточного минимума до 7 543 рублей, против 6 748 рублей. Кроме этого, конечно, очень важно, что на майской сессии Законодательного Собрания был утверждён новый состав потребительской корзины, более, наверное, сбалансированный, правильный для человека по набору товаров, в отличие от ранее действовавшего в регионе.
Изменено и соотношение продовольственной и непродовольственной частей в структуре корзины: 45,4 % стоимости составляют расходы на пищу, по 27,3 % — на покупку непродуктовых товаров и на получение услуг. Это соотношение в большей степени соответствует фактически сложившейся структуре расходов наших, к сожалению, малоимущих семей.
В 2013 году отмечен рост денежных доходов населения. Среднедушевые денежные доходы населения за 2013 год увеличились на 7,2 % по сравнению с прошлым годом и превысили 22 тысячи рублей. Окончательная цифра будет приведена облстатом по итогам первого квартала. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 3 % относительно уровня предыдущего года. В целом достигнутый нами показатель соответствует общероссийскому уровню, по России этот показатель 103,3 %.
В 2013 году среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций Новосибирской области увеличилась на 11,1 % и составила 25 598 рублей, её реальный рост сложился в размере 105 %.
С 2013 года в области действует новое региональное соглашение о минимальной заработной плате — она составляет 9 030 рублей. Впервые мы выравняли эти показатели как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики.
В 2013 году были выдержаны параметры увеличения заработной платы бюджетных работников, определённые майскими указами Президента. Новосибирская область второй раз входит в число шести субъектов Российской Федерации, которые на 100 % выполнили Указ Президента от 7 мая 2012 года.
По итогам 2013 года заработная плата в здравоохранении увеличилась на 13,5 % по сравнению с предшествующим годом и составила более 23 600 рублей, в том числе у врачей — 37,5 тысячи рублей. Средняя заработная плата! Конечно же, понимаю, что у кого-то ниже средней, это естественно, это арифметика, но ни в коем случае заработная плата не должна быть независимой от качества и от напряжённости труда. Поэтому и руководителям учреждений, и правительству во главу угла, безусловно, нужно ставить такой подход.
Сегодня есть все возможности для повышения квалификации, для повышения компетенций, необходимых для того, чтобы получать более высокую заработную плату.
В отчётном году возрос и размер зарплаты у различных категорий работников образования — от 26 до 40 %.
В условиях снижения динамики доходов населения большое внимание было уделено стабилизации розничных цен на товары и услуги. Индекс потребительских цен в регионе за 2013 год составил 5,75 %, что на 1 % ниже общероссийского показателя. Чтобы удержать цены, в 2013 году было проведено 820 ярмарок и расширенных продаж продуктов питания непосредственно производителями. В ярмарках приняли участие более 300 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли.
Проведено 11 оптово-розничных ярмарок, в которых приняли участие более 1 600 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Общий товарооборот на этих ярмарках превысил 720 миллионов рублей.
Вторая часть, уважаемые депутаты, моего доклада будет посвящена социальной сфере. Это те сферы, за состояние которых несут ответственность органы власти. Если за развитие реального сектора экономики мы ответственны институционально, то по здравоохранению, образованию, культуре и спорту практически на 100 %. Исключение составляют маленькие локальные учреждения и предприятия, которые занимаются в этих сферах частным образом. И в этой отрасли мы должны быть, наверное, современнее и использовать частно-государственное партнёрство.
Вчера я был в медицинской организации, в «Авиценне», это частная организация, которая взяла в концессию здание роддома и многие годы уже работает. Там именно на основе частно-государственного партнёрства введён в эксплуатацию уникальный учебный центр. Вложены и государственные деньги — Новосибирским государственным университетом, и приобретено оборудование — симуляторы, на которых будут «набивать руки» студенты, будущие врачи по малоинвазивной хирургии. Там есть лекционная комната, где будут проводиться лекции, семинары, конференции. Вот таких площадок должно появляться как можно больше. Аккумуляция и синхронизация, консолидация финансовых средств даёт самый главный эффект — эффект экономии времени. Эти проекты можно сделать быстро.
Игорь Викторович Шмидт [Шмидт И.В. — министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области], я прошу создать условия для использования промышленниками и предпринимателями той базы, которая создана в системе среднего профессионального образования нашей области. Мало, наверное, кто знает (хотя об этом нужно говорить больше, водить на экскурсию), что сегодня в профтехучилищах, в техникумах, облик которых мы за три года изменили принципиально, тоже есть тренажёры для слесарей, для монтажников, для других профессий. Они есть сегодня в среднем звене профессионального образования.
Коллеги, когда мы начинали программу, вспомните, к чему мы хотели прийти? К тому, чтобы молодёжь получала настоящую профессию, самые лучшие компетенции, самого высокого уровня. И сегодня это есть. Но этого мало. Нужно, чтобы переподготовка рабочих кадров происходила на этой площадке, чтобы был максимальный эффект, максимальная отдача от того, что сегодня есть в системе профессиональной подготовки.
Во всех отраслях социальной сферы была реализована масштабная инвестиционная программа по строительству, капитальному и текущему ремонту зданий. Эти объекты вы знаете, и здесь я не буду останавливаться. У меня даже здесь, в докладе они перечислены. Это и в сельской территории, и в малых населённых пунктах, и в областном центре. Конечно же, хотелось, чтобы их было больше.
Вначале остановлюсь на одной из самых острых — это детские сады. В 2013 году введены в эксплуатацию 24 новых объекта, из них 16 — в городе Новосибирске. Это новые здания и пристройки к работающим детсадам. В 2013 году было создано 8 065 мест в дошкольных учреждениях. За три года мы создали 23 тысячи новых мест в детских садах. Много? Серьёзная цифра, но недостаточно.
Поэтому в 2014 году тоже будем увеличивать плановый показатель, заложенный в программе. Мы будем теперь, конечно, уже точечно работать, потому что много территорий, где эта проблема решена, где нет очереди в детские сады. Но, к сожалению, это пока только сельские территории. А самая напряжённая ситуация — в городе Новосибирске, Новосибирском районе, Искитиме. А проживает там больше 50 % населения области. И кстати, в прошлом году впервые эту программу поддержал федеральный бюджет. Мы получили 1 миллиард 4 миллиона рублей. Руководители органов местного самоуправления, руководители представительных органов, возьмите на контроль это всё, на личный контроль. Не должно быть никогда такой ситуации, с которой мы столкнулись по некоторым объектам. Не хочу называть, но мы все их знаем, на совещании рассматривали. Можно воспринимать это как последнее китайское предупреждение.
Коллеги, нельзя, нельзя, чтобы кто-то не справился с задачей, прикрываясь субъективными или объективными факторами.
В отрасли образования введена в эксплуатацию новая школа в городе Новосибирске, уникальная пристройка к Тогучинской школе. Это практически даже нельзя называть пристройкой, это, можно сказать, новая школа, она больше старой. После реконструкции открыты новые здания школ № 112 и № 67. К началу нового учебного года в 734 школах области были выполнены комплексные и капитальные ремонты зданий и коммуникаций. Продолжалась реализация наших целевых проектов по замене школьных окон, по ремонту кровель и спортзалов.
Одним из самых значительных событий минувшего года в сфере культуры, конечно, стал ввод в эксплуатацию государственного концертного зала имени Арнольда Михайловича Каца. Многие, наверное, уже побывали в нем. Комментировать не буду. Да, сегодня нужно создать условия, чтобы эта площадка была постоянно работающей и дарила людям встречи с прекрасным, с культурой во всем её многообразии.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Культура Новосибирской области на 2012 — 2016 годы» было продолжено строительство и реконструкция Дома культуры в селе Лебедёвка Искитимского района, домов культуры в городе Карасук, в Чанах, в Чистоозёрном. В 2013 году в 119 муниципальных учреждениях проведены капитальные ремонты.
В здравоохранении начато строительство перинатального центра, приступаем в этом году к проектированию онкологического центра. В 2013 году на территории Новосибирска начали работу два центра амбулаторного гемодиализа. Открыто 4 сосудистых центра. В настоящее время в Новосибирской области работает 8 таких центров. Они диверсифицированы по территории области для того, чтобы и в отдалённых уголках нашей области оказывать помощь, а не транспортировать людей в таком состоянии.
В 2013 году после реконструкции введён в эксплуатацию новый корпус ЦРБ в Краснозёрском районе. Завершены реконструкции стационара и поликлиники в Ордынском. Завершается реконструкция зданий ЦРБ ещё в пяти районах области и планируется их ввод в первой половине 2014 года.
В 2013 году за счёт консолидации ресурсов области, местных бюджетов и частных инвесторов построены, реконструированы и введены в эксплуатацию более 150 физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов, в том числе построено 42 объекта — это в три раза больше, чем в 2012 году. Но этого мало. Обеспеченность спортивными объектами ещё низка. Низка как в районах области, так и в областном центре. Конечно, необходимо эту программу продолжать, находить новые ресурсы, новые принципы взаимодействия с частными инвесторами для того, чтобы устранить диспропорции и дать возможность максимальному количеству людей заниматься физкультурой, не только спортом, а хотя бы физкультурой, приобщаться к здоровому образу жизни не на словах, а на деле, чтобы было куда пойти поиграть в теннис, побросать мяч, поплавать, покататься на коньках, поиграть в хоккей.
В 2013 году завершено формирование единой системы здравоохранения области. Но на этом нельзя успокаиваться. Ещё предстоит очень и очень много сделать. Единая система медицинских организаций выстроена для того, чтобы более эффективно использовать ресурсы здравоохранения для большого количества людей, особенно в Новосибирской агломерации.
Потребуется изменить маршрутизацию населения, пациентов, и министерство здравоохранения уже начало этим заниматься. Сколько претензий от граждан слышим мы с вами, руководители органов власти: «Почему я должен ехать с Гусиного брода в Краснообск с температурой 39?» Да потому что там ЦРБ Новосибирского района. Это безобразие! По дороге несколько больниц. И как нормальному человеку это понять? Да никак. Но эту работу, к сожалению, сделать за день, за месяц невозможно. Министерство с прошлого года приступило к этой тяжёлой работе. Здесь нужно учесть возможности больниц.
Конечно, очень показательно то, что в 2013 году после долгих уговоров — три года я объяснял, рассказывал — наконец-то практически все федеральные клиники, расположенные в Новосибирске, начали работать по программе обязательного медицинского страхования. Здесь сработало несколько факторов, но это случилось. Мы практически подошли к тому, к чему стремились.
И следующий шаг наш с вами — это создать такую систему, чтобы поднять качество медицинской помощи, подтянуть материальную базу и подойти к тому, чтобы человек сам определял, куда ему идти (не прикрепление, а человек). Но если мы это сделаем сейчас, то все кинутся в одну поликлинику, и там будет понятно что. Этого нельзя допустить. Поэтому необходимо несколько лет работы. Действия правительства как раз и формируют алгоритм будущей системы. Не всем это нравится, знаю, но готов в конструктиве рассматривать любой вопрос.
Поэтому, когда федеральный центр сказал федеральным клиникам: «Мы вам больше не будем финансировать высокотехнологичную помощь в том объёме, как раньше» и перевёл её в специализированную, то есть в нашу компетенцию, в ответственность областного уровня,тогда мы всем, кто был задействован в этой системе, вместе с территориальным фондом обязательного медицинского страхования решили направить более миллиарда рублей.
Мы понимаем, что система медицинских организаций должна быть единой. Да, каждый должен решать своё. Клиника Мешалкина — уникальная клиника для страны, а не для Новосибирска. НИИТО — уникальная клиника. Конечно, ответственность будет федеральная, но мы должны участвовать рублём, чтобы и наши люди получали необходимую помощь, не только высокотехнологичную, но и специализированную.
В 2013 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили 15,5 тысячи наших жителей, это на 1 700 человек больше. Вспомните: какие в этом зале были дебаты ещё пять лет назад. Где эти деньги? Мы выделяли… Федерация совсем мало, а мы-то выделяли вообще, по-моему, то ли 12, то ли 10 миллионов рублей. А пять лет — это большой срок. А инфляция там была, но не такая. И возможности бюджета не в разы выросли.
Поэтому Правительство Новосибирской области понимает, что высокотехнологичная помощь — да, она дорогая... Но она позволит на последующих этапах нести совершенно другие затраты и, самое главное, обеспечить улучшение здоровья, повысить комфортность жизни конкретного человека. Вот почему мы направляем на эту высокотехнологичную помощь существенные деньги.
Образование. Успешно продвигается техническое переоснащение общеобразовательных учреждений. В прошлом году школы получили 40 тысяч единиц нового оборудования и техники. Это современное учебно-лабораторное, мультимедийное, спортивное оборудование, мебель и компьютеры. 72 школьных автобуса закуплено, весь транспорт, который осуществляет подвоз школьников, оснащён спутниковой системой ГЛОНАСС-GPS. Мы знаем, где в каждую секунду находится каждый автомобиль. Это очень важно для обеспечения безопасности наших ребятишек. Мы справились с задачей по 100-процентному обеспечению учебниками наших школьников за счёт средств бюджета.
В прошлом году успешно была завершена и программа модернизации системы среднего профессионального образования, принятая в 2010 году. Сегодня министерство труда, занятости и трудовых ресурсов продемонстрировало работу по реализации этой программы с очень высокой эффективностью. В эту систему пришло полтора миллиарда рублей, изменился и учебный процесс, и оборудование, на котором учатся ребятишки. Библиотеки пополнились новыми учебниками, художественной литературой. Изменились общежития, к сожалению, пока не все. Но динамика очень впечатляющая. Поэтому мы приняли программу, мы её будем продолжать. И то, что сделано, заслуживает уважения и показывает профессионализм людей, которые этим занимаются.
На сегодня созданы 19 ресурсных центров, которые работают по многим отраслям: и строительство, и промышленность, и машиностроение, металлургия и прочее.
По примеру системы среднего профессионального образования мы должны изменить и систему высшего образования. Об этом мы разговаривали с ректорами наших высших учебных заведений. Показали им результаты. Они согласились, что да, им тоже нужно меняться. Изменения нужно самим формировать, а не бежать за ними. Мы должны, конечно, изменить процесс обучения в Новосибирской области и с точки зрения привлечения абитуриентов из других регионов по всем звеньям — и в высшее, и в среднее профессиональное образование, да по большому счёту, наверное, и в общее образование. Но для этого нужно ещё создать условия. Если по первым двум направлениям они у нас есть, то по общему — только физматшкола в Академгородке.
В 2014 году поставлена задача завершить разработку стратегии развития региональной системы образования, включающей общее, профессиональное — среднее и высшее — образование. Вот эта задача 2014 года. И эта система должна быть сквозная. Она должна быть очень чётко увязана, чтобы никакое звено не отставало. Вот для чего нужен такой стратегический план всей системы.
В 2013 году много сделано по развитию культуры. Но культуре предстоит актуализировать объекты по малым населённым пунктам. Нельзя оставлять наших людей без очага культуры и общения, без места, где можно собраться, приобщиться к народному творчеству. Я согласен, что актуализация необходима, это потребует, в том числе, и ресурсов.
Большую роль в укреплении здоровья играет развитие физической культуры и спорта. И к систематическим занятиям спортом за год удалось привлечь 82 тысячи человек. Мы вышли на уровень занятости физкультурой и спортом 20 %. Три года назад, когда я отчитывался перед Председателем Правительства на одном из совещаний, у нас было 12,4 %. Почему запомнил? Потому что Владимир Владимирович спросил: «Ты даже эту цифру помнишь?» Я ответил: «Работа такая — помнить». Вот сегодня это 20 %. Это благодаря реализации программы, которую мы своевременно приняли.
И сегодня нужно создавать условия для частных инвесторов, которые будут строить частные спортивные, физкультурные объекты, объекты оздоровления. Такие, как аквапарк на берегу реки Оби, он будет введён в 2015 году. Это ведь тоже элемент здоровья. Там будут бассейны, всякие горки, всё остальное. Можно будет и спортом заниматься, и оздоровлением.
В 2013 году масштабные задачи были поставлены перед органами социальной защиты, и мы можем сказать, что они тоже были выполнены. Меры социальной поддержки были оказаны сотням тысяч наших жителей на сумму 13 миллиардов рублей. Вот какой объем социальной поддержки жителям Новосибирской области был оказан в 2013 году.
Конечно, самым важным направлением является социальная защита семей с детьми. В прошлом году уже выплачивался материнский областной капитал, а не только федеральный. Сегодня выданы тысячи сертификатов, и в прошлом году 312 человек уже получили областной семейный капитал, которым распорядились в соответствии с направлениями, утвержденными вами в областном законе.
На особом контроле — судьбы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мы закрыли несколько детских домов. Впервые в 2013 году у нас не произошло прироста детей-сирот, которые были приняты в учреждения. Напротив, произошло снижение за счёт того, что многие перешли в приёмные семьи, некоторые были усыновлены. Это очень показательно и хорошо. Это тоже очень чётко коррелируется с качеством жизни, с политикой, которую проводит Правительство, Президент и которую фактически реализуем и мы своими решениями, синхронизированными с решениями на уровне России.
Хочу подчеркнуть, что мы не смогли бы реализовать, конечно, в таком масштабе планы и добиться серьёзных результатов, если бы не опирались на общественность. Есть десятки, сотни общественных организаций, которые занимаются спокойно, без показухи этой тяжёлой, но благородной задачей.
Поэтому и в будущем нужно поддерживать общественные организации, которые берут на себя заботу о детях, занимаются созданием условий. И здесь, может быть, нужно подумать и предложить программные подходы по работе с общественными организациями.
Несколько слов о совершенствовании государственного управления. Повышение доступности и качества оказания государственных услуг населению является приоритетом не один год. У нас много что сделано — строительство и ввод в эксплуатацию МФЦ. Многие электронные услуги человек может получить через портал госуслуг и через территориальную информационную систему, которую мы развернули в Новосибирской области и которая является уникальной.
Бюджетная политика. В 2013 году нам удалось сохранить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Это стало возможным благодаря проведению эффективной бюджетной политики.
По предварительным оценкам, в доходную часть областного бюджета Новосибирской области за 2013 год поступило 97 миллиардов 840 миллионов рублей.
Расходная часть составила 113 миллиардов 727 миллионов рублей. Было обеспечено, как я уже говорил, на 100 процентов выполнение майских Указов Президента. Кроме этого, за счёт бюджетных средств были обеспечены масштабные программы по поддержке и развитию экономики, инфраструктурных объектов.
Правительством Новосибирской области была продолжена работа по внедрению программно-целевого метода планирования бюджетных расходов. Более 60 % расходной части мы формируем по программам, но нужно стремиться повышать этот показатель год от года.
Честно говоря, не знаю, как обеспечить сто процентов формирования бюджета по программно-целевому методу. Пока мы, страна в целом находимся в таком состоянии, что мы все говорим о том, что это надо сделать, но как сделать, я, честно говоря, не знаю. Ни я, ни мои коллеги не понимаем, как положить на программу процентов 15 — 20 % бюджета. Может быть, это не совсем совпадает с позицией Правительства Российской Федерации, хотя и там я тоже обсуждаю с коллегами и прошу, чтобы нам подсказали. Но я думаю, что мы не сильно отстали, потому что доля формирования федерального бюджета по программно-целевому методу значительно ниже, чем у нас. Думать об этом, конечно, надо.
Отдельно бы хотел обратить внимание на расширение полномочий Новосибирской области: на региональный уровень перешла муниципальная система здравоохранения, что затронуло межбюджетные отношения. Но затронуло межбюджетные отношения, на мой взгляд, раньше, чем было принято решение Президентом страны не в части изъятия нормативов с бюджетов органов местного самоуправления, а в оставлении. Мы на себя взяли расходы, а с учётом структуры доходов органов местного самоуправления не забрали нормативы. Многие мои коллеги, губернаторы предупреждают: «Ты что так сильно рискуешь». Я отвечаю: «Я знаю немножко и ваши бюджеты, поэтому у нас не сильно всё отличается. У вас одна политика, у меня другая».
Я хочу, чтобы органы местного самоуправления занимались налогами, занимались налоговой базой. Мы, когда встречаемся и обсуждаем эти вопросы, всегда об этом говорим. Не надо ждать денег только от области, нужно заниматься самим. Налог на доходы физических лиц — у вас, и в этом году мы уйдём от практики, когда некоторые не берут этот норматив. Мы передадим его вам, уважаемые руководители. Занимайтесь со своими предприятиями — получайте земельный налог, имущественный налог. Кто лучше вас его сможет взять, кто будет помогать администрировать органам налоговой службы? Вы-то знаете людей! Почему мы можем работать с предприятиями, а вы нет? Да и вы тоже можете. Не совсем это удобно и комфортно — согласен. И нам тоже. Но у нас с вами такая работа, и придётся это делать. Кстати, бизнес это понимает: когда я с предпринимателями встречаюсь, они соглашаются. Никто не говорит: зачем мы будем ставить на баланс построенный объект, пусть он в незавершеночке болтается, а мы работаем. А вы-то где? У вас глаз нет? Поэтому налоговой базой, конечно, нужно заниматься.
Полномочия, которые мы на себя взяли, — цена вопроса в условиях 2014 года — 4 миллиарда 700 миллионов рублей. Вот какая нагрузка на областной бюджет без изъятия налогов с органов местного самоуправления. Где мы их можем взять? Только прирастив экономику.
По итогам 2013 года, вернее сказать, в условиях сложного 2013 года нам повышен рейтинг на BBB— «стабильный». В России всего четыре субъекта, которым повышен рейтинг. Многим понизили, некоторым оставили на уровне. Это тоже говорит о том, что мы, наверное, на правильном с вами пути, что правильные решения принимаем. Хотя совершенству нет предела, и нужно бороться с дефицитом.
Но здесь нам ещё далеко до предельных параметров. Мы по дефициту на предельных идём, но по госдолгу ещё есть большой запас. Считаю, не надо времени терять на разговоры и домыслы о том, что у нас критическая ситуация, а нужно просто сопоставлять цифры. Если мы хотим только жить и не развиваться — это одна история, тогда можно снизить и государственный долг, понизив дефицит. Если мы хотим развиваться и иметь другие возможности для повышения качества жизни, без этого не обойтись. Весь мир так живёт, и многие годы живёт. Нам главное — черту не переступить. Вот чего нельзя сделать. Но сегодня многие люди этих вещей не понимают, простые жители, граждане. Они хотят видеть новое качество жизни — школы, больницы, дороги, объекты культуры. Вот что им надо. А как вы сделаете: вы же работаете, обеспечьте нам это, вот эту динамику развития.
В завершение я хотел бы напомнить, что собрания, встречи с общественными организациями, с жителями, предпринимателями, с бизнесом в районах и городах прошли на десятках площадок. Наши итоги и задачи обсуждались по каждой территории. Сегодня вы, депутаты Законодательного Собрания, я, как Губернатор, мои коллеги — члены Правительства — все мы говорим об общих результатах работы в 2013 году в стенах Законодательного Собрания в формате отчёта правительства. Считаю, что такая работа по донесению результатов, по выявлению проблем, по поиску задач, которые актуальны сегодня или будут актуальны завтра, должна быть сохранена и максимально включена в нашу деятельность. Чтобы при формировании бюджетов, при составлении программ мы знали ожидания людей.
Я хочу поблагодарить всех за работу в 2013 году — депутатов Законодательного Собрания, все структуры органов власти, руководителей учреждений, бизнес-структур за те результаты, которые мы вместе с вами достигли. Я считаю, что многое ещё предстоит сделать, не всё мы сделали, но 2013 год был больше позитивным, о чем свидетельствуют цифры, поскольку динамика больше положительная, чем какая-то удручающая, какой она была в 2009 году. Спасибо за работу, спасибо за внимание!
ФАКТ
Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области включило новосибирский Академгородок в перечень объектов культурного наследия региона. Отныне здесь запрещаются любые строительные и другие работы, которые могут нарушить его «целостность и сохранность»
ЦИФРА
Губернатор Василий Юрченко подписал распоряжение о мерах по проведению весенне-полевых работ в 2014 году. Министерству сельского хозяйства Новосибирской области поручено до конца апреля перечислить производителям сельскохозяйственной продукции 1 миллиард 390 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Эти средства государственной поддержки позволят хозяйствам пополнить оборотные средства и своевременно подготовиться к посевной