Победившие целину
Шестьдесят лет назад из Новосибирска отправился первый эшелон с целинниками
Вечером 6 марта 1954 года в театре оперы и балета Новосибирска состоялась встреча тех, кого позже назовут первоцелинниками. Из восьми сотен молодых парней и девушек из разных уголков нашей области в кратчайшие сроки были сформированы сибирские эшелоны целинников. Первый отправился в Казахстан, а свой путь по Новосибирской области должен был завершить в Карасуке. Владимир Алексеевич БАРАНОВ, начальник сибирского эшелона, был одним из первых целинников и в дни 60-летия начала освоения залежных земель рассказал о том, как страна поднимала целину.
Вперед и с песней
Целину прочно связывают с именем Никиты Хрущева. Однако еще в 1941 году Академии наук СССР были выделены деньги на изучение возможности освоения сельскохозяйственных земель Сибири и Казахстана. В середине войны, когда был освобожден Сталинград, с фронта демобилизировали агрономов, которые занимались семеноводством, и специалистов в области племенного животноводства. Тем не менее официальный старт освоению целинных и залежных земель был дан в конце февраля 1954 года, когда вышло специальное постановление пленума ЦК КПСС и Верховного Совета СССР.
— Владимир Алексеевич, чем вы занимались, когда стало известно о начале освоения целины?
— В 1947 году я закончил сельскохозяйственный техникум в Ростове-на-Дону, и после меня направили в Новосибирскую область, в Болотинскую МТС, где я трудился агрономом-участковым. В 1950 году меня приняли на работу в новосибирский обком комсомола.
Спустя четыре года я был назначен начальником эшелона целинников. Мне предстояло выполнить огромный объем работ за короткое время: подобрать людей и выдать им путевки, найти хорошие вагоны, укомплектовать бригаду железнодорожников, обеспечить отъезжающих всем необходимым.
— Как формировался целинный эшелон?
— Мы начали принимать заявления от жителей области, которые были готовы отправиться на освоение целины, 27 февраля 1954 года. Представляете, только в первый день в райком комсомола Новосибирска поступило 813 заявлений от городской молодежи, которой предстояло работать на родной земле.
Набор также вели и сельские райкомы. Помню, что на призыв очень активно откликнулась молодежь станкостроительного завода имени XVI партсъезда.
— Был ли какой-то отбор, какие требования предъявляли кандидатам?
— Те, кому мы отказывали, очень расстраивались, многие плакали. Однако никаких разнорядок относительно набора не поступало. В первую очередь брали людей, близких к сельскому хозяйству, механизаторов и строителей — всего восемьсот человек. Из других регионов на помощь к нам не приезжали, мы справились своими силами.
— Каков был маршрут сибирского эшелона?
— До нашего было сформировано два поезда — из Москвы на Алтай и с Украины в Казахстан. Наш же шел от Новосибирска до Карасука со многими остановками: в Каргате, Барабинске, Татарске, Чанах, Чистоозёрном. От этих станций разъезжались добровольцы и буквально на пустом месте создавали совхозы.
Первая остановка была в Каргате, встречали нас душевно. Отсюда целинники разъехались в Кочковский и Доволенский районы. Везли парней и девчат на специально оборудованных санях. Так как был март, мы запаслись тулупами и валенками. Но день выдался теплый и солнечный, поэтому они не понадобились.
— По сколько часов в день работали?
— Смена была по двенадцать часов. На тракторах пахали в зависимости от погоды, часто от рассвета до заката. Те из целинников, кто на лошадях был, работали, пока у животных силы не кончатся. Они уставали, а люди нет.
Работали много, но нельзя сказать, что из последних сил. Все были молодыми и об усталости не думали.
— Как был организован досуг?
— В своих фанерных чемоданчиках некоторые целинники везли балалайки и гармошки, поэтому, когда ехали в поезде, песни не умолкали. Потом на местах и клубы стали открывать.
Были те, кто спортом занимался, художественной самодеятельностью. Ехали ведь самые активные ребята, поэтому на месте никто не сидел.
Гордое звание
В первый год активных работ в области был собран небывалый доселе урожай зерновых — 13,7 центнера с гектара. Через два года после начала «подъемных работ» области за высокие заслуги был присвоен орден Ленина. Всего за годы освоения целины в регионе был освоен 1 миллион 534 тысячи гектаров земли.
— Какой заработок был у первоцелинников?
— Если норму выполнил, которая, кстати, не была завышенной, то получаешь три трудодня. Это три килограмма мяса и девять рублей. Деньги по тем временам хорошие.
— Как сложилась судьба первоцелинников, из которых был сформирован эшелон?
— По-разному: кто-то остался на освоенной земле, кто-то уехал. Со многими поддерживаю отношения до сих пор. Как-то встретил в электричке женщину, разговорились. Оказалось, что она тоже первоцелинница.
На целину поехала, чтобы избежать ухаживаний одного молодого человека. Но судьба оказалась сильнее, и в итоге все закончилось свадьбой. Вообще же много знакомились, семьи создавали, ведь ехали все молодые, поэтому романтических историй было много.
— Было ли ощущение причастности к большому делу, которое может изменить ход истории?
— Конечно. Мы делали полезное дело, и это было видно. Приезжали туда, где ничего не было, а потом возникал поселок, проводили электричество, открывали школу, детский сад.
Я горд, что принял в этом непосредственное участие. Звание первоцелинника всегда было и остается престижным. При этом никто не думал, что делает историю — это была простая будничная работа.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
С началом освоения целины в Новосибирской области начали действовать разрушенные в годы войны и новые машиностроительные заводы. Элеваторы были построены в Каргате, Татарске, Карасуке.
* * *
Любимой песней всех целинников была и остается песня Пахмутовой и Добронравова «Едем мы, друзья, в дальние края». Часто исполняли «Над широкой Обью» и «Дан приказ: ему — на Запад».
* * *
Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов — от половины до трети всего производимого в СССР хлеба.
ЦИФРА
К 1954 году на освоение целины Новосибирская область получила десять тысяч тракторов, семь тысяч комбайнов, три тысячи автомашин. На строительство был выделен один миллиард рублей