Стратегия для внуков?
Новая экономическая модель развития страны, по мнению экспертов, подразумевает эффективное развитие ее территорий. Насколько перспективным может быть стратегическое планирование и какого эффекта от него ожидать на федеральном и региональном уровне? Свои суждения высказали представители бюджетного комитета Заксобрания.
Сегодня на федеральном уровне рассматриваются возможности укрепления и стратегического развития экономики страны через ускорение регионального развития. Обсуждаемые в этой связи проекты федеральных законов — о создании и функционировании территорий опережающего развития, о государственном стратегическом планировании в РФ. В Новосибирской области уже во многом определены приоритеты создания базы стратегического развития региона, считают депутаты регионального парламента.
— Масштаб государственного уровня стратегического планирования должен включать развитие целых регионов, макроэкономических проектов и целых отраслей, международного сотрудничества. У нас есть стратегия развития Новосибирской области до 2025 года, а федеральная стратегия развития должна быть еще более перспективной. Экономика страны безопасна тогда, когда есть стратегическое проектирование инфраструктуры, базовых отраслей, производства, — считает заместитель председателя комитета регионального парламента по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарёв. — Принимая долгосрочную стратегию развития нашей территории, региональные программы и бюджет, область исходит из своего понимания точек роста, своих основных стратегических преимуществ перед соседями, возможностей бюджетного маневра, текущего состояния производительных сил. Сегодня по сути у нашего региона уже есть база стратегического планирования, и заложенные в ней приоритеты общеизвестны. Это географическое преимущество расположения Новосибирской области, существующее развитие железных дорог, автомагистралей, Академгородка и так далее.
Кроме того, по словам Валентина Сичкарёва, точки роста заложены в проект развития Новосибирской агломерации, который, в свою очередь, во многом базируется на имеющихся планах социально-экономического развития области. То есть из стратегических документов рождается документ агломерации, а это уже схема территориального планирования, в которой на будущее рассчитано, как будет развиваться область, где будет строиться новое жилье, размещаться предприятия, развиваться газораспределительные, электрические сети и так далее. Такое долгосрочное планирование, уверен депутат, подсказывает сама жизнь.
— К примеру, программа развития метрополитена рассчитана до 2020 года, и средства на нее запланированы с достаточно отдаленной перспективой, ведь построить метро за три года невозможно. Поэтому финансисты в любом случае создают определенные прообразы долговременного бюджета, — говорит Валентин Сичкарёв.
Заместитель председателя комитета по бюджету Сергей Канунников считает, что точно спрогнозировать бюджетное планирование на 10 — 15 лет вперед вряд ли возможно:
— Даже при утвержденном в Новосибирской области долгосрочном стратегическом плане кризис 2008 года внес свои коррективы. Каждый год плановый период приходится очень серьезно корректировать, так что в ближайшее время дальше одного финансового года смотреть особо и не приходится. А перспективные, далеко идущие проекты, такие как развитие Новосибирской агломерации, — это скорее попытка заглянуть в будущее наших внуков и детей. Без участия федерального центра и вложений крупных холдингов подобные проекты не реализовать, но будут ли они вкладывать деньги? Для этого должен в полной мере заработать проект государственно-частного партнерства, и это направление сегодня развивается.