USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Стратегия для внуков?

Марианна ДАНИЛОВА
Строительство метро — один из важнейших масштабных проектов, требующий стратегических подходов при планировании. Фото Михаила ПЕРМИНА
Строительство метро — один из важнейших масштабных проектов, требующий стратегических подходов при планировании. Фото Михаила ПЕРМИНА

Новая экономическая модель развития страны, по мнению экспертов, подразумевает эффективное развитие ее территорий. Насколько перспективным может быть стратегическое планирование и какого эффекта от него ожидать на федеральном и региональном уровне? Свои суждения высказали представители бюджетного комитета Заксобрания.

Сегодня на федеральном уровне рассматриваются возможности укрепления и стратегического развития экономики страны через ускорение регионального развития. Обсуждаемые в этой связи проекты федеральных законов — о создании и функционировании территорий опережающего развития, о государственном стратегическом планировании в РФ. В Новосибирской области уже во многом определены приоритеты создания базы стратегического развития региона, считают депутаты регионального парламента.

— Масштаб государственного уровня стратегического планирования должен включать развитие целых регионов, макроэкономических проектов и целых отраслей, международного сотрудничества. У нас есть стратегия развития Новосибирской области до 2025 года, а федеральная стратегия развития должна быть еще более перспективной. Экономика страны безопасна тогда, когда есть стратегическое проектирование инфраструктуры, базовых отраслей, производства, — считает заместитель председателя комитета регионального парламента по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентин Сичкарёв. — Принимая долгосрочную стратегию развития нашей территории, региональные программы и бюджет, область исходит из своего понимания точек роста, своих основных стратегических преимуществ перед соседями, возможностей бюджетного маневра, текущего состояния производительных сил. Сегодня по сути у нашего региона уже есть база стратегического планирования, и заложенные в ней приоритеты общеизвестны. Это географическое преимущество расположения Новосибирской области, существующее развитие железных дорог, автомагистралей, Академгородка и так далее.

Кроме того, по словам Валентина Сичкарёва, точки роста заложены в проект развития Новосибирской агломерации, который, в свою очередь, во многом базируется на имеющихся планах социально-экономического развития области. То есть из стратегических документов рождается документ агломерации, а это уже схема территориального планирования, в которой на будущее рассчитано, как будет развиваться область, где будет строиться новое жилье, размещаться предприятия, развиваться газораспределительные, электрические сети и так далее. Такое долгосрочное планирование, уверен депутат, подсказывает сама жизнь.

— К примеру, программа развития метрополитена рассчитана до 2020 года, и средства на нее запланированы с достаточно отдаленной перспективой, ведь построить метро за три года невозможно. Поэтому финансисты в любом случае создают определенные прообразы долговременного бюджета, — говорит Валентин Сичкарёв.

Заместитель председателя комитета по бюджету Сергей Канунников считает, что точно спрогнозировать бюджетное планирование на 10 — 15 лет вперед вряд ли возможно:

— Даже при утвержденном в Новосибирской области долгосрочном стратегическом плане кризис 2008 года внес свои коррективы. Каждый год плановый период приходится очень серьезно корректировать, так что в ближайшее время дальше одного финансового года смотреть особо и не приходится. А перспективные, далеко идущие проекты, такие как развитие Новосибирской агломерации, — это скорее попытка заглянуть в будущее наших внуков и детей. Без участия федерального центра и вложений крупных холдингов подобные проекты не реализовать, но будут ли они вкладывать деньги? Для этого должен в полной мере заработать проект государственно-частного партнерства, и это направление сегодня развивается.