USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Процветание на смену разрухе

Наталья НАШТАЛОВА
Информатизация укрепила систему профобразования. Фото Аркадия УВАРОВА
Информатизация укрепила систему профобразования. Фото Аркадия УВАРОВА

Прошедший год был значимым для сферы профессионального среднего образования региона — по программе развития в нее вкладывали большие ресурсы

Не имеет смысла учить будущих рабочих на старом оборудовании дедовскими методами. Кому будут нужны такие специалисты? В регионе должна быть создана современная эффективная система образовательных учреждений, способная готовить квалифицированные кадры для экономики области. Только так можно будет обеспечить развитие и рост промышленности и производства. Эту задачу, поставленную губернатором Василием Юрченко, сфера профессионального образования активно решала весь прошедший год и продолжает делать это сегодня.

Нельзя не заметить перемен
За этот период предприняты вполне конкретные шаги, которых просто нельзя не заметить. Совсем недавно более половины зданий училищ и техникумов области пребывали в весьма плачевном состоянии, которое можно было бы описать фразой «30 лет без ремонта». Общежития, похожие на сараи, разруха в учебных корпусах и мастерских. Конечно, ни о каком качестве подготовки рабочих кадров в таких условиях тогда не могло быть и речи.

Чтобы исправить ситуацию, министерство провело полный аудит состояния материальной базы учреждений. Все оказалось хуже, чем можно было предположить: процент износа многих зданий доходил до ста! Решение было найдено. За полтора года, по словам Игоря Шмидта, министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, на неотложные нужды и обновление учебно-материальной базы училищ и техникумов было потрачено более 700 миллионов рублей.

Около трети этих средств пошли на ремонт учебных корпусов, общежитий и обновление библиотечного фонда. Немало было израсходовано и на совершенствование производственного обучения на базе предприятий-партнеров. В итоге в училищах и техникумах появились 37 новых лабораторий, 15 учебных мастерских, а также 68 учебных кабинетов. Это позволило образовательным учреждениям перейти на организацию обучения по новым образовательным стандартам.

Еще один показатель, который укрепил систему профессионального образования региона, — проведенная информатизация и управленческой, и образовательной деятельности. В десяти учреждениях в прошлом году запущен проект «1С: Колледж», позволяющий интегрировать различные направления работы учреждения на одной платформе. Внедрение этой системы позволяет эффективно управлять ресурсами администрации учреждения и видеть организацию учебного процесса в режиме реального времени. Особое внимание уделяется развитию библиотечных фондов учреждений и созданию электронных библиотек.

Есть что показать гостям
Другими словами, сегодня в профессиональные образовательные учреждения области приятно зайти, есть на что посмотреть и чему удивиться, никакой разрухой там и не пахнет. Здесь только и успевают, что встречать и провожать гостей. Месяц назад многие учебные заведения лично осмотрел губернатор Василий Юрченко. Увиденным остался доволен.

— База техникума не обновлялась более тридцати лет, поэтому то, что происходит сейчас с нашим учебным заведением, кажется нам невероятным, — комментировала во время того визита Людмила Холина, директор Новосибирского монтажного техникума. — Мы, те, кто видел техникум в период развала 90-х и многолетнего застоя, сейчас ощущаем небывалый прилив энергии и, можно сказать, счастья. В нашу отрасль вкладывают невиданные доселе средства. Кардинально изменились подходы к формированию материально-технической базы и лабораторий, и мастерских.

Красивые интерьеры — это лишь начало перемен в сфере регионального профессионального образования, которые можно безо всякого пафоса назвать глобальными. На треть за два года обновился перечень профессий и специальностей, которые можно получить в колледжах и техникумах области. Изжившие себя специальности сократили, ввели те, что востребованы экономикой региона. Условия, которые создаются сегодня в учебно-производственных цехах образовательных учреждений, максимально приближены к реальному производству.

— При обучении на современном оборудовании студенты заканчивают техникум с высоким уровнем квалификации, — говорит директор Новосибирского техникума пищевой промышленности и переработки Лариса Иванова. — Это позволяет им без дополнительной адаптации приступать к выполнению профессиональных обязанностей на рабочем месте.

На связи с работодателем
По-другому, более эффективно, чем раньше, что не раз отмечал в своих выступлениях Игорь Шмидт, стало сегодня выстраиваться взаимодействие с центрами занятости. В результате число нетрудоустроенных выпускников сократилось до минимума.

Работать выпускникам училищ и техникумов есть где. По данным на начало февраля, на специалистов рабочих специальностей в центрах занятости населения региона заявлено 3 370 вакансий. Такой высокий спрос во многом вызван тем, что работодатели уже оценили преимущества современной системы подготовки кадров. Они могут объективно соотнести уровень соответствия квалификации выпускника со всеми требованиями производства и сферы услуг.

С появлением отраслевых советов — специальных структур при образовательных учреждениях — производственники области оказались втянутыми в реальное управление ими. Советы влияют на образовательную деятельность учреждений, консолидируют основных заказчиков кадров и принимают другие важные решения — иными словами, видят, кто учится, на какую специальность и для чего, кто завтра придет работать на производство. Такой подход к организации учебного процесса кажется еще более логичным, если учесть, что образование в техникумах и колледжах у нас бесплатное, каждый будущий рабочий учится на средства бюджета.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь ШМИДТ, министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:
— Развитие системы продолжается и выходит на новый уровень. В настоящее время в регионе в 57 подведомственных профессиональных образовательных учреждениях обучаются по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих более 25 тысяч студентов. Ежегодно проходят курсы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации еще около 30 тысяч человек. У нас работают 19 отраслевых ресурсных центров, из которых еще два созданы в 2013 году (в сфере микроэлектроники и информационных технологий и в отрасли строительных технологий и малоэтажного строительства). В 2013 году начала формироваться новая инфраструктура подготовки квалифицированных кадров — организованы три многофункциональных центра прикладных квалификаций. Продолжается становление образовательных кластеров.

ЦИФРА
В Новосибирской области один из самых высоких уровней минимальной заработной платы, а также один из самых низких — 1,1 процента — показателей по официально зарегистрированной среди субъектов Сибирского федерального округа безработице

ФАКТЫ
В 2013 году в программах по профессиональной ориентации, организованных центрами занятости населения региона и учреждениями среднего профессионального образования, подведомственными минтруду, приняли участие более 40 тысяч молодых людей. Мероприятия предусматривают организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

* * *
Впервые за многие годы в учреждениях системы среднего профессионального образования в 2013 году было выполнено государственное задание по приему на обучение по рабочим профессиям и специальностям. А в отдельных техникумах и колледжах был конкурс аттестатов, средний бал которых достигал до 4,3 балла.

* * *
Также 2013 год был первым годом действия нового регионального соглашения о минимальной заработной плате, в котором впервые проведено выравнивание минимальной заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства) на уровне 9 030 руб. Этот размер минимальной заработной платы в 1,7 раза превышает размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законодательством.