Отборный жемчуг бытия
Персональная выставка художника Анатолия Никольского, как всегда, стала событием культурной жизни Новосибирска
Встреча с искусством народного художника России Анатолия Никольского — это всегда обновление душевных сил, прилив радости бытия, словом, самый что ни на есть дорогой подарок.
Вспоминаю его персональную выставку 2010 года в галерее «Декарт» — небольшую, всего 37 живописных и графических работ. Когда я обошла экспозицию по периметру трех небольших залов, признаюсь, слезы навернулись на глаза. Это были в основном пейзажи и натюрморты последних лет — лиричные и экспрессивные, то ласкающие, то оглушающие игрой цвета и света, написанные одним художником и безусловно по манере узнаваемые, но такие разные, как будто их создавал молодой и дерзкий гений, вдохновенно испытывающий себя, поворачивающий грани своего таланта так и эдак: «Мир прекрасен — и я все могу!»
На выставке, открывшейся в Художественном музее к 80-летию мастера, на двух этажах размещены 199 его работ разных лет. Еще 154 живописных полотна и 130 графических листов остались пока в статусе «единиц хранения». Но впечатление то же, что и в предыдущие встречи с творчеством Анатолия Николаевича: смотришь, любуешься, переходя от картины к картине, но вот ступишь на другой этаж, обогнешь колонну и обомлеешь: да что же это за чудо такое — опять новый, незнаемый Никольский?! Всего не перечислишь, но одним из открытий для меня стала его дамасская серия 2000-х, где Восток пронзает душу не буйством красок, а строгим великолепием форм и линий, философским взглядом на времена и народы. Или удивительная работа «Жемчуг» (2001), не имеющая ничего общего с материальной атрибутикой богатства, и по излучаемому тихому свету, вольной асимметрии жемчужин, скорее, олицетворяющая потаенные богатства внутреннего мира живописца.
— Художник удивительный, — говорил на открытии о Никольском куратор выставки искусствовед Александр Клушин. — Мы не первый раз делаем его выставки, но я всякий раз удивляюсь, какими гранями поворачивается, развертывается, демонстрируется его талант. И он сам как личность. Потому что Анатолий Николаевич очень интересный человек. И главное для нас — в какой-то степени история. Хотя, наверное, нельзя говорить — история. В своем патриаршем возрасте Анатолий Николаевич много трудится и у него много планов.
Без сомнения, планов много. Перед вернисажем он признался:
— Вот потеплеет, отправлюсь в свое Новососедово, у меня в деревне дом, начнутся трудовые будни.
О физической нагрузке ежедневного стояния за мольбертом говорит как о части профессии. И добавляет как человек, проживший большую жизнь, где были не только обретения, но и потери:
— Это не только физическая усталость, но и психологическая, думаешь, как душу облегчить…
На вопрос, что главное в жизни творческого человека, отвечает убежденно и выверенно:
— Целенаправленность, желание оставить после себя какой-то след. Творчество — это как болезнь неотвязчивая, от нее не избавишься, она преследует кругом — и ночью, и днем, и в путешествии, и где угодно…
Поэтому его финальная реплика в выступлении на открытии, где Анатолий Николаевич прочувствованно поблагодарил всех причастных к организации выставки, прозвучала очень органично:
— Приглашаю всех на следующую выставку.
А мы, зрители, все еще не напитались роскошью нынешней, и хорошо, что она ретроспективная, Рядом с шедеврами — в уголке у окна карандашный рисунок 1946 года. Здание театра, который называется теперь «Старый дом», и вид на Обь — еще без Коммунального моста. Автору, Толе Никольскому, тогда было 13 лет, его работа победила в конкурсе и была вывешена в одном из располагавшихся в ту пору в Новосибирске военных госпиталей.
— Я люблю этот город, — признается художник. — Город, в котором я вырос, сформировался, который дал мне в жизни многое. Люблю своих товарищей, которые очень много помогали, были всегда рядом и без которых многое не удалось бы сделать.
Произносит он эти слова просто и искренне, и все вокруг освещается его фирменным светом любви, в полной мере отраженном в творчестве.
СПРАВКА
Родился 11 сентября 1933 года в с. Кузедеево Кемеровской области. Живописец, член Союза художников России, народный художник РФ. Учился в Алма-Атинском художественном училище, в 1962 году окончил факультет живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1956 года участник международных, зарубежных, всесоюзных, республиканских, региональных и областных выставок. Имеет многочисленные государственные и профессиональные знаки отличия и награды.
Работы художника находятся в Новосибирском государственном художественном музее, в музеях и галереях Новосибирской области, в Оксфордском музее соцреализма (Англия), в Русском культурном центре в Дамаске (Сирия), в художественных галереях и частных коллекциях Китая, Ливана, России, США, Сирии, Финляндии, Швеции, Чехии, Японии.