От рентгена до аэротрамвая
Ученые считают партнерство с властью и промышленностью Новосибирска неотъемлемой частью своей деятельности
Будучи интегрированными в мировую науку, сибирские институты значительную долю времени и внимания уделяют решению задач, актуальных для города, в котором живут и трудятся.
— Мы понимаем, что являемся частью системы города Новосибирска и должны вести работу с муниципальными и областными властями и предприятиями, — считает глава Сибирского отделения РАН академик Александр Асеев.
Успешность внедрения разработок Сибирского отделения в практику обсуждали в ходе круглого стола «Наука — городу Новосибирску», состоявшегося в Академгородке накануне Дня российской науки.
На стройке, в транспорте, промышленности и ЖКХ
Академик Асеев напомнил о разработанных пневмопробойниках для бестраншейной укладки в грунте трубопроводов, о гидроимпульсном оборудовании. При помощи созданного в Институте гидродинамики имени Лаврентьева агрегата глубокого трамбования грунта в Новосибирске были подготовлены нулевые циклы девяти жилых зданий этажностью от 5 до 14 этажей.
К слову, участвовавший в круглом столе депутат новосибирского горсовета академик Николай Ляхов сообщил, что разработками ученых в области современных экологичных и безопасных для здоровья человека и вместе с тем более дешевых стройматериалов сегодня особенно интересуются местные застройщики.
Мониторинг состояния подземных коммуникаций, поиск и локализацию источников утечки воды в трубопроводах, исследование грунта, загрязнения почв теперь стало возможным проводить при помощи аппаратурно-методического комплекса электромагнитного сканирования. Эта разработка принадлежит ученым Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука СО РАН.
Система рентгеновского контроля «Сибскан» Института ядерной физики имени Будкера, которая позволяет обнаруживать спрятанные на теле и в одежде опасные предметы, вещества и оружие, в том числе изготовленные из пластмасс, сегодня установлена и работает в аэропорту Толмачёво.
Свою пользу извлекают и сибирские железнодорожники. Так, Конструкторско-технологический институт научного приборостроения (КТИНП) СО РАН разработал автоматизированный диагностический комплекс для контроля износа и дефектов колесных пар вагонов на ходу поезда.
Еще одна перспективная разработка института — измерительные комплексы для атомной энергетики. Именно сибирскими учеными впервые в мировой практике была создана универсальная лазерная измерительная машина для бесконтактного 3D-контроля с микронным разрешением геометрических параметров дистанционирующих решеток тепловыделяющей сборки ядерных реакторов. Оптоэлектронные системы, разработанные в КТИНП, успешно эксплуатируют на заводе химконцентратов.
Надо сказать, с новосибирской промышленностью у СО РАН давние и особо теплые отношения, подкрепленные комплексной целевой программой по развитию наукоемкого производства и инноваций до 2020 года. Международный форум «Технопром-2013» ясно показал значение и перспективы такого партнерства.
Наука помогает экономить
Не осталась без внимания и новосибирская подземка. Интересно, что разработанная для метрополитена в Институте автоматики и электрометрии автоматизированная система управления движением поездов не имеет аналогов в стране. Напомним, ее презентация состоялась менее года назад на станции «Студенческая».
Институт горного дела модернизировал вентилятор на станции метро «Октябрьская», в результате чего ежегодно подземка экономит электроэнергии на каждом устройстве на сумму 400 тысяч рублей. Правда, удовольствие это затратное, а потому перевести на энергосберегающий режим всю систему вентиляции новосибирской подземки еще только предстоит.
По подсчетам ученых, общие затраты на модернизацию 40 вентиляторов в сумме 72 миллионов рублей окупятся за 4,5 года, а эффект от эксплуатации за 15 лет гарантийного срока может составить порядка 160 миллионов рублей.
Здоровье дороже всего
Максимальный интерес всех без исключения новосибирцев вызывает каждое сообщение об очередном внедрении разработок наших ученых в медицине и диагностике.
Напомним, именно в Институте автоматики и электрометрии СО РАН был создан искусственный хрусталик глаза — реальный шанс видеть мир во всех его красках для многих и многих тысяч людей, уже прооперированных и будущих пациентов. На эту технологию в буквальном смысле молятся не только в Новосибирске.
Другая, тоже сибирская технология — лазерные аппараты «Мелаз-Х» Института лазерной физики СО РАН — сегодня применяется в качестве хирургического инструмента при проведении операций в общей хирургии, онкологии, нейрохирургии, гинекологии, урологии, эндокринологии и флебологии. К примеру, при помощи этого оборудования Городская туберкулезная больница № 1 в Новосибирске проводит более 300 операций в год, а новосибирский НИИ травматологии и ортопедии — более 200 операций.
В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН разработаны биочипы для детекции всех известных видов оспы и гриппа, обнаружения генно-модифицированных продуктов питания. Изучается геном возбудителя описторхоза и разрабатываются онколитические вирусы — совместно с НГУ и ГНЦВБ «Вектор». На базе детской инфекционной больницы № 4 в Новосибирске ведутся исследования вирусных и бактериальных патогенов, вызывающих острые желудочно-кишечные заболевания у детей.
Нашими учеными разработан базовый вариант «Генетической карты здоровья» — программы генетического тестирования, включающей набор 150 вариантов генов, определяющих предрасположенность к развитию различных заболеваний. И таких тестов, представьте себе, можно проводить ежегодно более одиннадцати тысяч. Имея на руках результаты такого тестирования по каждому пациенту, доктор сумел бы безошибочно находить способ лечения: оказывается, наши гены отчасти повинны в том, что выписанное лекарство неодинаково эффективно помогает страдающим одной и той же болезнью.
И, наконец, то, что беспокоит и врачей, и ученых, и пациентов: почему разработанные новосибирскими учеными медицинские препараты, высокая эффективность которых очевидна, слишком медленно внедряются в практику и вместо отечественного лекарства нам по-прежнему предлагают импортные, как правило, более дорогостоящие аналоги? По словам заместителя директора по научной работе ГНЦ ВБ «Вектор» Александра Агафонова, три четверти препаратов на рынке сегодня представлены зарубежными производителями.
Забегая вперед
Перечислить, как и переоценить дары науки на пользу и во благо города, его жителей, экономики не только города, но и региона в целом трудно. Правда, как выяснилось, далеко не все, что создается в стенах институтов, берется на вооружение. Не потому, что неактуально, просто что-то реально, что-то пока нереально воплотить.
А темы есть очень даже заманчивые, особенно если учесть, что речь идет о набивших оскомину проблемах. К примеру, транспортный ступор, в который мегаполис то и дело впадает.
Академгородок предлагает решить задачу при помощи аэроэстакадного транспорта, вмещающего разом до 250 пассажиров и способного развивать скорость до 400 километров в час и выше. Добраться на нем из Академгородка в центр города можно будет за считанные минуты. Да что там! До Томска — за полчаса. Причем аэроэстакадная магистраль, в отличие от «железки» или автодороги, занимает минимум площади — только под опорами эстакад. Рельсовое полотно, к примеру, требует землеотвода площадью более 10 гектаров на один километр пути.
— Стоимость одного километра аэроэстакадной дороги — около пяти миллионов долларов, — сообщил научный руководитель СибНИИА имени Чаплыгина Алексей Серьезнов. — Строительство километра пути для «Сапсана» обошлось в 47 миллионов евро. Сегодня есть все предпосылки, чтобы создать экспериментальный полигон, доказать практическую возможность реализации этой идеи и приступить к использованию таких транспортных средств на просторах нашей столь протяженной страны.
Среди предложений ученых сегодня ищут идеи для бизнеса. Конечно, за проекты, подобные аэроэстакадному транспорту, по плечу браться персонам, мягко говоря, не среднего звена — во Франции такую дорогу хотел построить де Голль. Увы, не успел. Идеей заняты умы японских и британских специалистов, ведь у них на островах с землеотводом совсем туго — каждый квадратный метр на счету.
Но кто знает, может, когда-нибудь и новосибирцы освоят аэротрейн, как его назвали в свое время французы, по-нашему воздушный трамвай? С темпами, которыми мегаполис застраивается, наземных дорог ему с каждым годом будет хватать все меньше.
СПРАВКА
Основные направления активного сотрудничества науки и новосибирской промышленности:
— развитие научного и технологического приборостроения;
— машиностроение и приборостроение для ТЭК и горнорудной промышленности;
— нанотехнологии и материал;
— электронно-лучевые и лазерные технологии;
— разработка и промышленное освоение каталитических технологий новых поколений;
— информационные технологии;
— медицинские и биотехнологии.
ЦИФРА
Губернатор региона Василий Юрченко сообщил, что объем инвестиций в экономику Новосибирской области составит около 200 миллиардов рублей, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году