USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Жанна. Вне времени

Татьяна ШИПИЛОВА
Тема выбора, верности себе — главная в спектакле. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Тема выбора, верности себе — главная в спектакле. Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Очередной премьерный показ «Жанны д`Арк» новосибирские любители музыки ждут с нетерпением. Потому что длящийся на одном дыхании — без антракта — полуторачасовой спектакль, в котором участвуют оркестр, солисты и хор НГАТОиБ, камерный хор музыкальной школы № 2, а также драматические артисты — Наталья Рыбьякова из Омского театра драмы и Николай Соловьев из Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева, производит очень сильное впечатление.

Гореть красиво, как свеча
…Темная глыба хора в глубине сцены — народ, то порицающий, то превозносящий Жанну. Оркестр (самое живое в этой истории и посвященное в истину существо) своей музыкой и присутствием тут же, на сцене, словно очерчивает пространство незримого храма — свет над пюпитрами похож в полумраке на церковные свечи. Справа от хора — крутая высокая лестница на Жаннину голгофу — костер, где сожгут еретичку. В центре, на авансцене, железная клетка — здесь героиня проведет свои последние часы перед казнью. Часы мучений преданной всеми и не могущей предать самое себя. Так как отречься от сделанного — значит отречься от Бога, который вел ее на подвиг за освобождение Франции.

Наталья Рыбьякова в роли Жанны — безусловная удача спектакля. Необычайно женственная и в то же время сохраняющая в облике нечто неуловимое от воительницы, полководца. По-детски чистая, доверчивая, слабая и одновременно несгибаемая. Раздавленная всеобщей подлостью и одухотворенная любовью к людям и Богу. Вспоминая песенку, которую она пела в детстве, героиня озвучивает свое решение: «Чтобы зажечь свечу для Девы Марии, я сама стану этой красивой свечой».

Молодая актриса Омского академического театра драмы, в свою очередь, считает участие в новосибирском проекте подарком судьбы.

— От таких ролей не отказываются, — говорила она еще накануне премьеры.

И сейчас все больше уверяется в правильности сделанного шага.

Классический транзит
— Конечно же, это школа. Помимо каких-то профессиональных вещей, школа для себя самой — собраться в определенный момент и сделать, победить себя в очередной раз… Кроме всего, это общение с интересными людьми, которые дают тебе что-то новое. Я ведь никогда не существовала в таком жанре. А здесь технически не так просто существовать: я должна слушать музыку, знать куски, в которых мне вступать или не вступать. Это очень хороший опыт, это новая кровь, новый воздух, новые впечатления. Много всего нового — это очень здорово! За счет этого много набираешь и, думаю, к чему-то новому уже в других своих работах обязательно придешь.

У Наташи очень плотный рабочий график дома, на родной сцене. Например, в эту среду она играла Роксану в спектакле «Сирано де Бержерак», кстати, роль, высоко оцененную в уважаемом профессионалами «Петербургском театральном журнале». В пятницу будет играть Машеньку в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». А после спектакля сядет в поезд, чтобы утром приехать в Новосибирск и сыграть вечером свою Жанну.

В период подготовки спектакля это была вообще нескончаемая круговерть: репетиция — поезд — спектакль, поезд — репетиция — спектакль — поезд…

Спрашиваю, как она это вынесла — такую нечеловеческую нагрузку?

Наталья смеется:

— Нормально. Я всегда шутя говорю, что на мне пахать да пахать. Энергии много.

Замечаю: как и ее героиня, она феерически жизнелюбива и готова ради любви, в данном случае к театру, поднять и нести почти неподъемное.

А собеседница уже серьезно добавляет:

— Бывает, конечно, тяжело, но я люблю свою профессию и порой получаю больше плюсов, чем минусов даже от усталости. Ведь самое важное для каждого человека найти себя. А я занимаюсь своим любимым делом, и оно приносит мне очень много удовольствия. Я могу поговорить о чем-то важном со зрителями. Мне нравится, что могу сделать людей хотя бы на некоторое время счастливыми. Это огромный плюс актерской профессии: сидит много народу, и ты каким-то образом меняешь его настроение.

Высшая математика чувств
То, о чем говорит Наталья, под силу, конечно, лишь мастеру. И она сегодня уже, можно смело сказать, одолела подступы к этим вершинам. Если раньше, перебирая в ролях разные женские судьбы, сопереживая героиням, она, по ее словам, полагала, что все это только чувства, то теперь знает:

— Наша профессия как математика. Надо знать, из чего все это складывается, много думать и многое понимать…

Та составляющая, которая манит в актеры многих, — узнавание на улицах и в публичных местах, интервью, интерес к ее жизни поклонников — Наталью Рыбь- якову, честно говоря, тяготит.

— На сцене отдаешь достаточно много, — словно оправдываясь за свою «нетипичность», объясняет она. — И хочется, чтобы в жизни тебя не трогали и что ли меньше знали. Судили по работам.

Хотя в компании друзей, по общему и ее собственному мнению, она вовсе не тихоня.

— Скорее, тот самый взрыв на макаронной фабрике, — смеется Наташа. Вылазка на природу, на турбазу — «там дышится легко!» — для нее идеальный вариант выходного дня.

После спектакля в Новосибирске, по ее словам, лучший релакс — общение с коллегами.

— Я подружилась с вашими артистами — потрясающие ребята! В оперном, как и у нас в омской драме, очень хороший коллектив — меня здесь так приняли, а дома во время премьерного марафона так все поддерживали! Для меня на самом деле психологическая обстановка и хорошие отношения в коллективе чрезвычайно важны. Только тогда можно говорить о творчестве, тем более в таком непростом жанре, как опера.

ФАКТ
Драматическая оратория Артюра Онеггера «Жанна д’Арк» в постановке Айнарса Рубикиса и Резии Калныни появилась в афише Новосибирского театра оперы и балета в конце ноября, сегодня — четвертое ее представление

Фотографии статьи
Тема выбора, верности себе — главная в спектакле. Фото Виктора ДМИТРИЕВА
Тема выбора, верности себе — главная в спектакле. Фото Виктора ДМИТРИЕВА