USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Лепим образ не из глины

Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Мастер-класс по сценическому движению похож на веселую игру (театр-студия «Попурри», г. Обь) Фото предоставлено НГОДНТ
Мастер-класс по сценическому движению похож на веселую игру (театр-студия «Попурри», г. Обь) Фото предоставлено НГОДНТ

Для детей игра — естественное состояние. Но чтобы стать хотя бы актером-любителем, надо потрудиться

Человеку, непосвященному в тайны актерского мастерства и случайно оказавшемуся в это субботнее утро во Дворце культуры «Крылья Сибири» города Обь, могло показаться, что собравшиеся в одном из танцклассов ребятишки занимались обычной физкультурой.

Они ходили по кругу, меняя темп от быстрого к медленному, кидали мяч, перепрыгивали через друг друга, валялись по полу, приседали, выстраивались в цепочку, пытались поднять своего партнера и даже, зачем-то закрыв глаза, становились друг к другу то лицом, то спиной… Все эти выкрутасы юные актеры из театра-студии «Попурри» с увлечением проделывали под внимательным руководством Василия Лукьяненко — специально приглашенного для них преподавателя актерского мастерства и пластики. А урок, за которым мы наблюдали, — один из многих в областной двухгодичной школе для участников детских театральных коллективов, организованных в прошлом году Новосибирским областным домом народного творчества.

Развитие детского художественного творчества всегда было, есть и остается одним из приоритетных направлений в деятельности НГОДНТ. Яркий пример тому — созданная более пятнадцати лет назад и успешно работающая творческая мастерская для поющих одаренных детей «Лад». Теперь консультационно-педагогическую помощь высококвалифицированных преподавателей могут получить и юные актеры: здесь открылась областная школа для участников детских театральных коллективов «Арт-игра». Программа школы рассчитана на два года обучения. Это и познавательные лекции, и работа с драматургическим материалом, и развивающие игры, тренинги. Занятия проходят на базе образцовых детских театральных коллективов в районах области. В числе первых в новой школе основам актерского мастерства и сценического движения обучались юные актеры из театра-студии «Визит» (рук. Л.А. Гурова) поселка Линёво Искитимского района и музыкально-драматического театра «Золушка» (рук. Е.В. Толкачёв) рабочего поселка Сузун.

Как считают организаторы, преподаватели и руководители областных детских любительских театральных коллективов, школа «Арт-игра» — это старт к дальнейшему творческому росту юных актеров.

«Делай, как я, вместе со мной»
…Вот летит мячик, а следом — вопрос педагога, адресованный тому, в чьих руках оказался мяч. И нужно не задумываясь на него ответить: «Меня зовут Василий», «А я — Кристина», «Мое имя Илья», — так с первых минут занятий устанавливается контакт между педагогом и детьми. Они внимательно следят за действиями учителя, выполняют задания, следуют советам. Затем ребята с закрытыми глазами находят товарищей, берутся за руки.

— Один — ведущий, другой — ведомый, — дает руководство к действию Василий Васильевич. — Потом меняетесь функциями. Представьте, что один из вас скульптор, а ваш партнер — кусочек глины. Вы должны «слепить» из него какую-то фигуру, композицию. Словом, творите!
Следуя заданию наставника, ребята создают каждый свое не глиняное произведение…

— Чем обладает актер? — спрашивает педагог. Ученики задумываются, пытаясь найти правильный ответ, высказывают предположения. Учитель резюмирует: «Да, конечно, телом и голосом. Вы должны управлять природой своего физического аппарата. На расстоянии чувствовать друг друга даже с закрытыми глазами».

И становится ясным весь смысл происходящего. Занятия — это тренинг. А любой тренинг начинается с концентрации внимания, акцентировании его на какой-либо задаче. И легче всего этот процесс осуществляется через динамику тела — от легкой разминки к внутреннему миру артиста (его психике и духовному началу). Так ребята постигают основы актерского мастерства и сценической пластики.

Мастер-класс для «Попурри»
За всем происходящим внимательно следит Наталья Подзолкина, руководитель театра-студии «Попурри». Она довольна своими подопечными и охотно рассказывает о театре:

— Нашей студии более восьми лет, в труппе 30 актеров в возрасте от 12 до 17 лет. В основном, конечно, девочки. С мальчиками просто катастрофа: всего три представителя сильного пола. Зато очень хорошие и талантливые мальчишки. Как дети приходят в студию? Как правило, приводят друг друга, особенно после просмотра спектаклей. «Конкурса» у нас нет, и ставку на талант я не делаю. Мы рады всем.

Провожу с ребятами и тренинги. Тренинговая работа — это прежде всего практическое обучение, освоение навыков профессии. Она должна проводиться постоянно и систематически. Я вижу, с каким интересом и удовольствием ребята сегодня работают. И это неудивительно, ведь рядом с ними новый человек, и занимается Василий Васильевич с детьми не с позиции педагога, а на равных, как с начинающими артистами.

И не только как с равными, но и наравне: учитель выполняет все упражнения вместе с ребятами. Вот он показывает, как правильно подготовиться к прыжку через лежащего человека, и затем лихо, как озорной мальчишка, и сам перелетает через «препятствие».

— А теперь представьте, что вы морские водоросли, — новое задание педагога. — Вы расслаблены, свободны и спокойны. Но вдруг проплывает рыба и задевает вас.

Учитель чуть-чуть толкает одну из «водорослей», та — другую, третью, и образуются легкие «волны». «Водоросли» покачиваются… Это и есть основы сценического движения.

— Актер должен уметь выполнять любую сценическую задачу, связанную с пластическим действием, — учит Василий Васильевич. — Вы — творцы пластического образа своего сценического персонажа.

Урок о сути бытия
Объявляется небольшой перерыв, и мы успеваем немного поговорить с наставником. Узнаю, что в 2000 году Василий Лукьяненко окончил Алтайский институт культуры и искусств по специальности «режиссер театрального коллектива», затем аспирантуру ГИТИСа по сценической пластике. В его творческом активе также занятия в московской школе пантомимы Ильи Рутберга и школе йоги под руководством Паттабхи Джойса (Индия, Майсор). Послужной список тоже впечатляет — актер, каскадер, режиссер и хореограф-постановщик спектаклей в театрах «Глобус», «Старый дом», автор идей и режиссер-постановщик спектаклей в Италии. Бесспорно, ребятам из театра-студии «Попурри» интересно заниматься под руководством такого талантливого человека.

— Любительский театр давно уже признан замечательным средством эстетического и нравственного воспитания подростков. Он помогает познавать суть бытия, способствует выработке жизненной позиции, формирует взгляды, убеждения и в конечном счете характеры. Это первый мой опыт преподавания в школе «Арт-игра», — говорит Василий Васильевич. — Я считаю: чрезвычайно важно в самом начале помочь ребенку познать самого себя, раскрепоститься, воспитать уверенность в себе, побудить к дальнейшему творческому росту. Научить работать в коллективе, чувствовать, видеть намерения друг друга и отвечать взаимностью — одна из главных целей школы.

Василию Лукьяненко очень хочется донести до детей все, что знает и умеет сам. Его кредо — быть с ними искренним. Тогда подопечные не ощущают себя объектом воздействия взрослого, а чувствуют себя творцами.

Урок актерского мастерства окончен. «Как, уже все? — спрашивают ребята. — Так быстро?! А когда вы снова приедете?» И, не дождавшись ответа, с надеждой на новую встречу говорят: «Мы вас ждем!»

ЦИФРА
По статистике, количество клубных формирований театрального жанра в Новосибирской области приближается к девятистам.

Фотографии статьи
Мастер-класс по сценическому движению похож на веселую игру (театр-студия «Попурри», г. Обь) Фото предоставлено НГОДНТ