Антон ВЕСЕЛОВ: «Общение с людьми — как танец»
У известного новосибирского телеведущего Антона Веселова завидная репутация как в деловой, так и культурной журналистике. Выпускник НГТУ,
он последовательно покорил своими талантами сначала прессу, затем телевидение. Его всегда интересно читать, слышать и… видеть. Почему?
Коллеги объясняют так: Антон очень хороший интервьюер — стихийный (для него важно вдохновение) и в то же время независимо от обстоятельств проницательный, глубокий… «Трудоголик?» — спрашиваю я. Мне отвечают: «Это слово ему не подходит, оно какое-то неодухотворенное… Он очень МНОГО РАБОТАЕТ».
Homo красивый
— Антон, у вас были нынче, как у всех, многодневные новогодние каникулы? Если да, то как вы их провели?
— Всякий раз, получая в распоряжение несколько бездельных дней, я планирую подвиг. Чередую визиты и смелые вылазки. С женой встречаем гостей. С детьми отправляемся в автопутешествия, открываем новые уголки новосибирского мира, заглядываем в сопредельные области.
В этот раз обошлось без фанатизма. Принимали замечательных друзей — Максима Маркова, Славу Мизина, Антона Трубицу, Диму Фролова с «половинками». С детьми накатались на санках, на коньках. Рукодельничали — паяли с сыном, фотографировали со старшей, рисовали с младшей.
— Бывают периоды, например отпуск, когда вы скучаете по работе?
— Отпуск — время знакомства с новыми странами. Это другая жизнь. В ней слишком много событий, чтобы тосковать о своем уютном уголке на студии.
— Вы почти каждое утро встречаетесь там с самыми разными людьми — бизнесменами, политиками, чиновниками, людьми искусства. Они вам все одинаково интересны?
— Помните поговорку «Не место красит человека, а человек — место»? Так вот, мне кажется, ее можно сократить. Оставить просто и четко: «Человек красен» — красив во всем. Я упиваюсь каждым. Наверное, везет.
Судьба мне редко подбрасывает скучных, вялых и предсказуемых. Каждый — воронка. Подступаешь, шажок за шажком, нащупываешь донышко, а потом проваливаешься. Если выплываешь, то с чувством покорителя стихии. Я горжусь своими героями.
— В одном из профилей в соцсетях вы написали: «Веду беседы о главном». Что для вас главное? Или вы имели в виду главное для них?
— Для меня главное — внимание. Хорошо сказал Марат Шериф, хоть и совсем о другом: «Удивительное — рядом, если долго не травить». Важное и интересное растет сорной травой. Смысл бытия разлит повсюду. Чтобы его уловить, я прислушиваюсь к ньюсмейкерам. Меня волнуют их талант, харизма, умение меняться, не мельтеша.
— Один из ваших героев, знаменитый пианист Борис Березовский, говорит, что его цель в профессии — получать удовольствие. Вы бы могли под этим подписаться?
— Мне нравится, как у Сартра, воплощать «совершенные мгновения». История человека — цепочка культурологических оргазмов. Я их испытываю каждый день. Моя связка — рекордно длинная.
«Эта музыка будет вечной, если я…»
— Для вас в профессии самое важное — общение? Им можно пресытиться или до этого — противоположного — берега далеко?
— Каждый раз — первый. Общение как танец. С одним без усилий кружишься, с другим топчешь ноги. Но это не соревнование. Стоит продолжать, пока длится музыка. А «эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки». Видимо, в диктофоне.
— Судя по вашему «послужному списку», или иначе — карьере, вы отважный человек, смело беретесь за новые проекты. Или это обстоятельства так складывались и вы просто «впрыгивали» на волну?
— Профессию я не выбирал. Мои папа и брат — первоклассные инженеры-электронщики, дедушка с бабушкой — инженеры с архитектурным образованием. В конце концов, я учился в базовой школе НЭТИ, с 15 лет подрабатывал у отца в НИИ. Поэтому без раздумий поступил на радиотехнический факультет. Впрочем, к окончанию института засомневался. Мама-то литератор!
В 22 года написал первое и последнее резюме. В нем значились такие графы: сборщик ригелей, преподаватель истории мировой культуры, грузчик, руководитель школьного спецкурса по истории современной музыки, инженер НИИИПа, ночной радиоведущий, газетный обозреватель отдела культуры… Я номинировался тогда на продажника. Мне отказали: «Нет опыта, только винегрет из разовых увлечений».
Подход пришлось поменять. С тех пор не я иду за работой, а она за мной. Руководил пресс-центром, продавал журнальную рекламу, исполнял обязанности главного редактора. В 2010 году пришел работать на ГТРК Новосибирск.
Искренняя мимикрия
— Правда ли, что для журналиста лишних знаний и впечатлений не бывает? Вот вы учились музыке, изучали основы теории цепей, сдавали высшую математику, писали (может быть, и играли?) о джазе… Все пригодилось?
— Моноопыт не дает права на ошибку. А когда ты инженер среди журналистов или певец в кругу технарей, не страшно взяться за любое начинание. Искренняя мимикрия помогает быть своим со всеми.
Говоря экономическим языком, инвестиции в глубину и широту восприятия мира автоматически идут на пополнение основных фондов. Для расчета стоимости человеческой жизни опыт — главное слагаемое. Учитывается и цена бренда, и кредитная история. Доверие деньгами не оплатишь.
— Да, еще у вас есть страница на «Прозе.ру»…
— В детстве я всерьез думал о подобном жизнеприложении. Стихи так и сочились. Мне даже удалось напечатать пару самиздатовских книжек, поучаствовать в городском сборнике. Но после семнадцати одолели песни. «Чистой поэзией» себя больше не утруждал.
Много лет спустя выложил несколько текстов в сеть. Они наивные. Вот — на злобу дня под названием «Стыд»:
Шерсть ветра не греет,
но колет.
Блаженно-медленно
снял свитер непогоды:
Застрял между
прозрачных стен,
не пожелав свободы
Боли —
Голый.
— Спрошу незатейливо: семья, трое ребятишек творческому росту индивидуума не помеха?
— В юности я как-то не планировал создавать семью. А когда в 25 у меня родилась старшая дочь Марина, все изменилось. Не только распорядок будней.
Оказалось, счастье — просто возможность смотреть, слышать и чувствовать, как маленькие становятся средними, а потом — большими. Серёжа и Аня укрепили.
Творчество, опыт, успех, социальная сила — все в топку, чтобы поддерживать огонь интереса своих детей. Родителей не выбирают, но некоторыми гордятся.
Когда загорается on air
— Почти все без исключения телевизионщики говорят о магии телеэфира, прямо-таки наркотической к нему привязанности. Это так?
— Неясно, отчего так заходится сердце, когда загорается on air. Волнение электризует, целиком заполняет энергией. Без подпитки чувствуешь себя безвольной подушкой. Эфир ускоряет внутренние процессы. Мы, как та теща из анекдота, «в два горла жрем». Все особенное, интересное всасывается без остатка, сразу попадает в кровь. В этом смысле, конечно, наркотик.
— Самый ужасный форс- мажор в вашей журналистской практике? Может быть, не в реальности, а в форме страшного сна?
— Почему-то мне вспомнился такой случай. Двадцать лет назад мой приятель звукорежиссер Дима пригвоздил предложением: «Ты ведь где-то играешь... Умеешь «снимать» аранжировки? Есть заказ от кавээнщиков, хорошие деньги. Возьмемся?» Не хотелось упасть лицом в грязь. Ответил: «Конечно».
Новоявленный партнер организовал мне рабочее место: клавиши ENSONIQ, компьютер — и запер в квартире приятеля до вечера. Мне нужно было «снять» три попсовые песенки и забить «минус». Когда за Димой закрылась дверь, я наконец-то признался себе, что не силен в игре на фортепиано, а тем более в управлении компьютерной студией.
Но взял себя в руки, освоил некоторые функции музыкального редактора, «разложил» песенки по инструментам, подобрал, записал треки. Звучало похоже, хоть и совсем не так, как профессиональная «минусовка»…
— Отступать было поздно?
— Да. Вечером меня с записанными роликами, студийный кассетник и пульт погрузили в машину и повезли в студию накладывать партию «живых» гитар. Звенела морозом зима. Мы ехали в Академгородок по дымным сумеркам. Сердце сжималось от ужаса. Я рисковал не только своей репутацией, но и отношениями с музыкантами.
Возможно, в этот момент я прочувствовал, насколько болезненным может оказаться провал. Позора удалось избежать. Дима и его компаньоны только улыбнулись, прослушав мою версию эстрадных хитов. Сказали, что талантливо, что чувствуется увлечение джазом, что я молодец. И что это, конечно, никуда не годится. Отношения удалось сохранить. А деньги мы потеряли.
БЛИЦОПРОС
— У вас есть жизненное правило, может быть, фраза, обращенная к себе, которая помогает вам в трудную минуту?
— В трудную минуту меня, как ни странно, поддерживает цитата из Летова: «Все мы просрали свое Ватерлоо». Правда, она какая-то непедагогичная.
— Самое яркое для вас событие последнего времени — год, месяц, неделя, как хотите?
— Меня каждый пронзительный музыкальный опус, найденный в Сети, так озаряет, будто я слетал в космос. Что уж говорить о встречах с людьми! Список знаковых событий слишком длинный. У каждого дня свой знак.
— Мечта, желание, которые у вас на первом месте?
— Вернуть гитарные навыки. А, может, даже собрать группу и занять в ней место басиста :-).