Играйте в игры, господа!
450-летие самого популярного драматурга всех времен и народов «Красный факел» отметит постановкой с «привкусом» театрального капустника
Нынешний год в России — Год культуры, а во всем мире еще и Год Шекспира. Театр «Красный факел» также начинает 2014 год с шекспировской премьеры: постановку комедии «Укрощение строптивой» на большой сцене осуществляет Владимир Золотарь в содружестве со своим постоянным соавтором — художником Олегом Головко.
Комедия Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» уже успела выдержать множество постановок, но замысел Владимира Золотаря не похож ни на один другой: на глазах зрителей спектакль превращается в театральную «матрешку»: театр в театре и опять — в театре... Падают занавесы, новые костюмы создаются персонажами тут же из подручных средств. И над всем этим ярким, современным и жизнеутверждающим действом звучит шекспировский пафос: «Играйте в игры, господа!»
Отличать этот шекспировский спектакль от массы других будет хулиганский стиль молодежного театрального капустника и уже привычное для «Красного факела» высокотехнологичное оформление сцены: сценография включит в себя онлайн-трансляции с видеокамер и даже бегущую строку. Зато наряды будут легко и остроумно создаваться персонажами из подручных средств — как будто на наших глазах они решили устроить спектакль внутри спектакля… Отдадут в спектакле дань и «пыльному бархату» кулис — тому, без чего невозможно представить театр Шекспира.
Что позволяет режиссеру так смело играть с классической пьесой?
— Сама ее природа и тема, — отвечает Владимир Золотарь. — Вопреки сложившемуся стереотипу, она вовсе не о домострое и не о войне полов. Она… о театре!
Пьеса «Укрощение строптивой» хоть и «рекордсменка» по количеству постановок, однако чаще всего ставится поверхностно, считает режиссер, без учета сложного клубка интриг и отношений между большим числом персонажей. Линия хитрого Петруччо и строптивой Катарины всегда оказывается на первом плане, в то время как история Шекспира начинается с фигуры медника Слая, повздорившего с трактирщицей и спьяну уснувшего на улице. Медника подбирают лорд со слугами и устраивают крупный розыгрыш: Слая приносят во дворец, переодевают и решают обращаться к нему как к лорду, потерявшему память.
Вот в эту-то ситуацию розыгрыша и приходят бродячие артисты, предлагая сыграть спектакль для лорда. Для них самих, в свою очередь, тоже разыгрывается спектакль: компания лорда рассказывает о помешанном госте, с которым надо быть поаккуратнее во время представления. И только в этот момент, в спектакле внутри спектакля, возникает еще один сюжет об укрощении некой строптивой Катарины.
— Но и здесь, внутри этого сюжета, полно спектаклей с настоящими перевоплощениями и переодеваниями, — объясняет режиссер.
Итак, Театр в театре… Насколько удлинится эта цепочка, зависит только от фантазии постановщика Владимира Золотаря и артистов — Павла Полякова (Петруччо), Антонины Кузнецовой и Натальи Варахоба (Катарина), народного артиста РФ Игоря Белозерова (лорд Винченцио), заслуженного артиста РФ Владимира Лемешонка (Баптиста), Олега Майбороды (Грумио), Георгия Болонева (Кристофер Слай), Дарьи Емельяновой и Клавдии Качусовой (Бьянка), Константина Телегина (Гортензио) и многих других.
В финале густонаселенной пьесы стихия под названием Театр не только захлестнет и покорит, но и полностью вытеснит с подмостков саму жизнь, потому что к бедному Слаю Шекспир уже так и не вернется: театр как принцип жизни заменит собой всё и вся. Но участникам большой Игры, как и зрителям, будем надеяться, это принесет только радость!