USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Играйте в игры, господа!

Татьяна КУЗНЕЦОВА
Каким предстанет мир шекспировских героев на сцене, рассказывает художник Олег Головко (слева). Фото Игоря ИГНАТОВА
Каким предстанет мир шекспировских героев на сцене, рассказывает художник Олег Головко (слева). Фото Игоря ИГНАТОВА

450-летие самого популярного драматурга всех времен и народов «Красный факел» отметит постановкой с «привкусом» театрального капустника

Нынешний год в России — Год культуры, а во всем мире еще и Год Шекспира. Театр «Красный факел» также начинает 2014 год с шекспировской премьеры: постановку комедии «Укрощение строптивой» на большой сцене осуществляет Владимир Золотарь в содружестве со своим постоянным соавтором — художником Олегом Головко.

Комедия Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой» уже успела выдержать множество постановок, но замысел Владимира Золотаря не похож ни на один другой: на глазах зрителей спектакль превращается в театральную «матрешку»: театр в театре и опять — в театре... Падают занавесы, новые костюмы создаются персонажами тут же из подручных средств. И над всем этим ярким, современным и жизнеутверждающим действом звучит шекспировский пафос: «Играйте в игры, господа!»

Отличать этот шекспировский спектакль от массы других будет хулиганский стиль молодежного театрального капустника и уже привычное для «Красного факела» высокотехнологичное оформление сцены: сценография включит в себя онлайн-трансляции с видеокамер и даже бегущую строку. Зато наряды будут легко и остроумно создаваться персонажами из подручных средств — как будто на наших глазах они решили устроить спектакль внутри спектакля… Отдадут в спектакле дань и «пыльному бархату» кулис — тому, без чего невозможно представить театр Шекспира.

Что позволяет режиссеру так смело играть с классической пьесой?

— Сама ее природа и тема, — отвечает Владимир Золотарь. — Вопреки сложившемуся стереотипу, она вовсе не о домострое и не о войне полов. Она… о театре!

Пьеса «Укрощение строптивой» хоть и «рекордсменка» по количеству постановок, однако чаще всего ставится поверхностно, считает режиссер, без учета сложного клубка интриг и отношений между большим числом персонажей. Линия хитрого Петруччо и строптивой Катарины всегда оказывается на первом плане, в то время как история Шекспира начинается с фигуры медника Слая, повздорившего с трактирщицей и спьяну уснувшего на улице. Медника подбирают лорд со слугами и устраивают крупный розыгрыш: Слая приносят во дворец, переодевают и решают обращаться к нему как к лорду, потерявшему память.

Вот в эту-то ситуацию розыгрыша и приходят бродячие артисты, предлагая сыграть спектакль для лорда. Для них самих, в свою очередь, тоже разыгрывается спектакль: компания лорда рассказывает о помешанном госте, с которым надо быть поаккуратнее во время представления. И только в этот момент, в спектакле внутри спектакля, возникает еще один сюжет об укрощении некой строптивой Катарины.

— Но и здесь, внутри этого сюжета, полно спектаклей с настоящими перевоплощениями и переодеваниями, — объясняет режиссер.

Итак, Театр в театре… Насколько удлинится эта цепочка, зависит только от фантазии постановщика Владимира Золотаря и артистов — Павла Полякова (Петруччо), Антонины Кузнецовой и Натальи Варахоба (Катарина), народного артиста РФ Игоря Белозерова (лорд Винченцио), заслуженного артиста РФ Владимира Лемешонка (Баптиста), Олега Майбороды (Грумио), Георгия Болонева (Кристофер Слай), Дарьи Емельяновой и Клавдии Качусовой (Бьянка), Константина Телегина (Гортензио) и многих других.

В финале густонаселенной пьесы стихия под названием Театр не только захлестнет и покорит, но и полностью вытеснит с подмостков саму жизнь, потому что к бедному Слаю Шекспир уже так и не вернется: театр как принцип жизни заменит собой всё и вся. Но участникам большой Игры, как и зрителям, будем надеяться, это принесет только радость!

Фотографии статьи
Репетиция: режиссер Владимир Золотарь и актер Константин Телегин. Фото Игоря ИГНАТОВА
Игорь Белозеров — настоящий английский лорд. Фото Игоря ИГНАТОВА
Дарья Емельянова рада комедийной роли. Фото Игоря ИГНАТОВА
В эскизах костюмов много неожиданного. Фото Игоря ИГНАТОВА