Меняем распад на синтез
Оборудование для международного термоядерного реактора будет разработано и произведено в Новосибирске
Год управляемого термоядерного синтеза в России начался из Новосибирска. Именно здесь, а точнее — в Институте ядерной физики Сибирского отделения Российской академии наук, была перерезана символическая красная ленточка. Здесь же были подписаны два контракта на разработку и поставку новосибирскими учеными оборудования для самого крупного международного научного проекта по созданию экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (от английского International Thermonuclear Experimental Reactor).
ITER — значит путь
Напомним, что начало проекту было положено в 1985 году в СССР, когда наиболее далеко продвинувшиеся в изучении управляемого термоядерного синтеза страны и содружества решили объединиться для создания экспериментального термоядерного реактора. В 1992 году СССР, ЕС, Япония и США подписали межправительственное соглашение о создании ИТЭР, но спустя четыре года США покинули проект. Реактор продемонстрировал бы миру, что возможно существование более безопасной и экологически чистой энергетики, которая основана не на энергии распада, как ядерная, а на энергии синтеза.
— Доля ядерной энергетики в России и мире равна 17 процентам, и для всех ясно, что в долгосрочной перспективе альтернативы ей пока нет, — рассказал Вячеслав Першуков, заместитель генерального директора компании «Росатом». — Но эффективность ее получения в 3 — 4 раза ниже, чем эффективность получения энергии с помощью термоядерной реакции.
Экспериментальный термоядерный реактор строится на юге Франции, в исследовательском центре Кадараш. Решение совета ИТЭР объясняется в основном логистическим удобством — это место доступнее, чем территория Японии, которая была второй страной-кандидатом, предложившей свою территорию для размещения экспериментального термоядерного реактора. В Кадараш будут привезены диагностические защитные модули, разработанные и произведенные в Новосибирске.
В поисках красивого решения
Сейчас, по словам Александра Буракова, заместителя директора Института ядерной физики, завершена подготовительная работа — созданы рабочие места, есть специалисты, обученные по стандартам ИТЭР, разработаны эскизные проекты диагностических защитных модулей.
— Значимость события в том, что нам доверили достаточно серьезное производство. Все, что было до этого, мы производили, опираясь на свой предыдущий опыт. А сейчас нас просят создать нечто совершенно новое, то, что мы еще не делали, — рассказывает Юлий Суляев, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник института. — Работа сложная, интересная, и то, что на нас обратили внимание авторы проекта ИТЭР, конечно же, хорошо… Я могу предположить, что руководство проекта решило поступить так, чтобы диверсифицировать таким образом научную мысль. Оно рассчитывает, что мы сможем придумать что-то яркое, необычное, красивое — то, что оптимизирует конструкцию. Людей, которые умеют думать, как будет вести себя железяка в таком сложном объекте, как ИТЭР, мало.
Это подтвердил Пол Томас, заместитель генерального директора международной организации ИТЭР. Он отметил, что впечатлен широтой направлений и масштабом исследований, которые проводятся здесь, и количеством молодых людей в стенах Института ядерной физики СО РАН.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей КСЕНЗОВ, заместитель губернатора Новосибирской области:
— Знаковость сегодняшнего события в том, что переговоры начинаются именно в Новосибирске. Встреча позволит и дальше развиваться экономике Новосибирской области более высокими темпами, чем в среднем по стране, — за счет того, что экономика региона диверсифицирована. И я благодарен сотрудникам Института ядерной физики за то, что, несмотря на определенные сложности и проблемы, работа продолжается и есть развитие.