USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Таисья ПЬЯНКОВА: «Я не пишу свои сказы, я в них живу»

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото Марии БЕЗДЕНЕЖНЫХ

Как писательница острым словцом и меткой поговоркой создает сказочные миры

— Я была очень оригинальным ребенком, нестандартным, меня считали блаженной, просто дурочкой, — смеясь, рассказывает сказительница, поэтесса и прозаик Таисья Пьянкова о своем детстве. Маленькая Тая с раннего возраста отличалась от своих братьев и сестер: вместо лапты и бегалок-прыгалок девочка играла со словом. Услышит новое слово и начнет прислушиваться, как оно звучит само по себе, как с другими вместе. По тому, как звучит каждое слово, пыталась понять его значение: делила на части, рифмовала, спрягала, меняя на свой особый лад. Но это занятие не было игрой. Составляя всю ее сущность, оно тревожило днями и ночами…

— Забьется за сундук, сядет на пол и шепчет, а что — не поймешь, — любила рассказывать соседкам бабушка о своей чудаковатой внучке. Но в обиду чужим людям Таю не давала. «Ладно вам, брехать-то! Она израстет, еще лучше других будет!» — давала она отпор всем недоброжелателям. Этой фразы Таисье Ефимовне, по ее собственным словам, хватило на всю жизнь, чтобы «чувствовать себя человеком».

Вначале было слово
Родителей у Таи не стало очень рано: отца расстреляли как врага народа, когда ей было всего два года, мама умерла вскоре, не выдержав гонений. Часть детства прошла в частном доме в Татарске у бабушки Елизаветы Ивановны Барановой.

— Мы две сироты остались, да у бабушки еще своих шесть детей было. Условия, в которых мы жили, были просто кошмарные: вся изба метров 12 по площади, все там спали вповалку, — делится Таисья Ефимовна печальными воспоминаниями.

В свой первый детский дом попала уже в девять лет: бабушке, вынужденной тяжелыми обстоятельствами, пришлось отдать туда младшую Таисью. Всего девочка сменила семь детских домов. Именно там, во время этих бесконечных скитаний от одних равнодушных людей к другим, произошел выплеск таланта, данного Богом: девочка сочинила свое первое стихотворение «Предчувствие».

Таисья Ефимовна никогда, даже в детстве, не мечтала быть поэтом: она просто писала, работала над словом, буквально думала стихами. «Поначалу думала, что я поэт, но оказалось — нет», — говорит она про себя. Уже будучи взрослой женщиной, внезапно поняла, что у нее совершенно другое направление — сказительницы. К тому времени накопилось уже так много народного и фольклорного материала, что только и оставалось в письменном виде изложить свои познания.

Параллельные миры сказов
Своим сказам писательница отдала более тридцати лет. Их настолько много, что вышла уже не одна книга с произведениями Таисьи Пьянковой: «Кирьянова вода», «Недолин дом», «Онегина звезда» и другие. В сборник сибирской прозы «За гранью» вошла автобиографическая повесть «Я дочь врага народа», где подробнейшим образом описаны скитания и нелегкая жизнь писательницы в детстве. Публиковалась она в журналах «Сибирские огни», «Юность», в сборниках фантастики и сказов.

— Когда я начинаю писать, сразу становлюсь другим человеком. Я ухожу туда и живу там, хозяйничаю — в своем параллельном мире. Это очень сложно объяснить словами, нужно там побывать, чтобы увидеть все вместе со мною, — делится Таисья Ефимовна.

Чтобы сказ начался, достаточно случайно кем-то оброненного слова, падающей звезды в вечернем небе, воспоминаний… И тогда она уже не властна над своим произведением: в мире, в который она попадает посредством слова, все уже происходит: события случаются так, а не иначе, персонажи живут своей жизнью, занимаются своими делами.

Многие сказы Таисьи Пьянковой писались, так сказать, с натуры. Например, сказ «Нечистая троица», где рассказывается об одной женщине, которую обижал богатый сосед. Главная героиня Бараниха была подробно срисована с детских воспоминаний о собственной бабушке.

— У нас в деревне действительно были соседи, которые отняли у нас половину огорода, которым мы, по сути, жили. Помню страдания бабушки, как она плакала, как она кляла соседей, и это настолько в моем детском сердце запеклось, что, уже став взрослой, я решила этим сказом отомстить им, — слегка подтрунивая над собой, рассказывает писательница.

Откуда же в сказах Таисьи Пьянковой взялись все эти хлесткие словечки, поговорки, пословицы, прибаутки? Во-первых, знала и любила народную речь бабушка, она постоянно пользовалась в повседневной жизни народной мудростью — присказками, поговорками. Поэтому тогда еще маленькая Тая восприняла именно от нее этот язык, эту музыку слова. Что-то уже в течение жизни она «подслушивала» в народе. Например, сказ «Миливонщица» начался с одной лишь просторечной фразы «она у нас миливонщица», случайно услышанной в чужом телефонном разговоре. Но в основном, по словам сказительницы, она все выдумывает. Практически все поговорки и пословицы в текстах — ее авторства. Например: «Не успел сесть на коня, уже и Кутузов».

О современной литературе и таланте
Как оказалось, самые лучшие слушатели сказов Таисьи Ефимовны — ребятишки, мальчишки, ученики 6 — 7-х классов и, как это ни странно, тюремные заключенные. Когда сказительница читала свои сказы в тюрьме, ее очень внимательно слушали, а потом задавали вопросы — главным образом про ее детство. Они считают, что детский дом по сути своей похож на тюрьму, а дети, живущие в нем, — на заключенных. Нелегкое детство закалило писательницу, может, именно поэтому она устояла против всех тягот, не изменяя себе, сохранив и пронеся через всю жизнь свой талант, свой дар. «Всякое произведение, будь оно создано руками или мыслью, должно иметь свою музыку», — считает Таисья Пьянкова. Даже столяр должен обладать этой способностью при создании своих изделий.

— Сейчас среди писателей объявилось множество графоманов, желающих вползти в славу. Они уже настолько оскомину людям набили, что те просто перестают читать книги вообще... У нас очень засорена речь, наш язык болен. Современным людям крайне нужна хорошая литература в качестве лекарства, — сетует Таисья Ефимовна.

Взяла она как-то в руки книгу Дарьи Донцовой, прочитала один рассказ и больше не смогла. «Пусть сама читает!» — задорно восклицает сказительница. Она, мастер народного слова, больше любит читать классику: Гоголя, Лермонтова, Евтушенко. Старается, чтобы у нее самой не было проходных сказов, потому что, по ее мнению, люди должны читать все отменное. Кстати, в некоторых школах города произведения Таисьи Пьянковой ввели в школьную программу по литературе.

Сейчас, по мнению писательницы, стало гораздо сложнее публиковать произведения: нужно искать спонсоров или печатать книги на свои деньги, которые ей, пенсионерке, взять негде. Да и чтобы донести впоследствии свое печатное произведение до читателя, требуется реклама, а на это тоже необходимы финансы. Тем не менее сейчас готовится к изданию новая книга «Соболек-королек» с прекрасными иллюстрациями одной новосибирской художницы.

Сейчас Таисья Ефимовна не пишет сказы. Последние шесть она написала уже в стихах и планирует перейти к детским сказкам — для самых маленьких, чтобы на ночь читать. Ее сказки будут успокаивать детей, их должно хватать ровно настолько, чтобы ребенок уснул. Таисья Ефимовна считает: чтобы помочь малышу заснуть, нужно, чтобы сказка была с мотивом, чтобы она буквально пелась.

— Когда читаешь хорошее произведение, чувствуешь, как будто до нас это все уже было создано и живет в пространстве. А уж мы, писатели, своим чутьем, своей тренированной «антенной» воспринимаем эту информацию и передаем ее людям, — рассказывает Таисья Пьянкова. Ее произведения больше, чем поэзия, потому что там присутствует та самая музыка. Попробуйте там хоть слово переставить — не получится...

СПРАВКА
Таисья Ефимовна Пьянкова родилась 6 сентября 1935 года. Член Союза писателей РФ с 1988 года. Список ее сказов насчитывает более тридцати названий, есть также множество сказок, стихотворений и повесть. Таисья Ефимовна до сих пор продолжает свою творческую деятельность. Сейчас проживает в Новосибирском доме ветеранов.

ЦИТАТА
Известный советский поэт Сергей Михалков в рецензии на ее книгу сказов «Берегиня» написал: «Ваша работа — подвиг писателя. Книги Ваши будут жить, и благодарный читатель их будет перечитывать. Так нужны нам сегодня народные сказы, сказки, былины, песни народные, притчи — все то, что создавал наш русский народ»