USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Мобилизация общественного разума

Валентина МАЛЬЦЕВА
Необходим общественный контроль за качеством и стоимостью коммунальных услуг. Фото Михаила ПЕРМИНА
Необходим общественный контроль за качеством и стоимостью коммунальных услуг. Фото Михаила ПЕРМИНА

В коммунальном котле все время что-то бурлит, угрожая то власти, то бизнесу, то собственникам жилья, то всем сразу. Но безвыходных положений не бывает, даже в ЖКХ

Только наш общенациональный пессимизм мог породить поговорку «Не жили хорошо, так не стоит и начинать». Но вот на полном отчаяния поле ЖКХ вырос добрый урожай деятельных оптимистов. Один из них — Валентин Левин, председатель общественного совета при Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Новосибирской области. Недавно первые семь общественных инспекторов, подготовленных по программе совета, получили официальные удостоверения и напутствия отстаивать жилищно-коммунальные права граждан. Свою точку зрения на воз- можность полноценной реализации этих прав излагает Валентин ЛЕВИН.

Инструмент совершенствования отношений
— Общественный совет создан по инициативе начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области Игоря Лобарева. Это не просто «советническая» структура, которая собирается для «а поговорить?». В совете мы видим инструмент совершенствования отношений населения, бизнеса и власти. В его состав вошли активисты — собственники жилья, представители ТСЖ, поставщиков услуг и органов власти.

— Валентин Николаевич, мне довелось побывать на заседании совета и убедиться, насколько сложны вопросы, которые возникают в этой сфере. Достаточен ли уровень знаний членов совета для их решения?

— Думаю, тут даже профессионалы не могут о себе сказать, что они все знают. Идеология совета основана на рассмотрении ЖКХ как сферы, требующей высокого профессионализма и ответственности всех занятых в отрасли. Ведь надлежащее качество проживания обеспечивается не только строительными конструкциями и инженерными сетями, но и качеством воды, энергии и связи, благоустроенностью территории и ухоженностью общих помещений, обеспеченностью социальной инфраструктурой — от дорог и транспорта до учреждений образования, здравоохранения, безопасности, а также состоянием экологии и другими факторами.

У кого ключи от входа в ЖКХ?
— Как-то Игорь Лобарев говорил, что 12 организаций курируют состояние дел в ЖКХ, но у каждого «своя квартира», то бишь своя зона ответственности. Совет ставит перед собой задачу комплексно оценивать происходящее и действовать сообразно этому?

— Да, в сфере ЖКХ должен быть субъект, отвечающий перед жильцами за комплексность и целостность реализации всех составляющих качества услуг.

Исторически сложилось, что ключевые функции такого субъекта ранее в нашей стране выполняло государство. Упование на то, что самоуправление жителей станет адекватной заменой государственному, обернулось тем, что проблемы оказались пущенными на самотек. Владельцы помещений не показали себя адекватными собственниками. Большинство из них заняты в своих профессиональных сферах деятельности и не желают или не имеют времени заморачиваться проблемами ЖКХ. Все рассчитывают получать услуги, которые они оплачивают. Более того, сам факт необходимости самоуправления многие считают свидетельством порочности существующей системы.

Здесь политике не место
— Вы считаете, что самоуправление можно заменить таким «правительством», как общественный совет?

— Речь не о замене, а о координации действий, мобилизации общественного разума. Нужны совершенно новые стратегические решения, новые социальные институты, законодательно оформленные, чтобы вывести сферу ЖКХ из политико-экономического тупика. Ведь не секрет, что ЖКХ нередко используется политиками как поле для реализации своих сиюминутных интересов, а заложниками в этой игре остаются люди. Не стоит напоминать и о том, что бизнес здесь видит порой только источник дохода, а не возможность инвестиций.

Эти проблемы поддаются решению, если найти верные подходы. Совет поэтому и не ограничивает свою деятельность лишь сферой контроля и надзора за соблюдением прав жителей. Мы видим себя проводником интересов общества по коренному совершенствованию отношений сферы ЖКХ.

Из 11 специализированных рабочих групп, образованных советом, пять заняты новой идеологией отношений в ЖКХ. Они формируют стандарты комфортного проживания, ищут возможности внедрения новых технологий управления, программ энергосбережения. Во главе групп — энтузиасты-общественники, совмещающие высокий профессионализм с гражданской ответственностью.

Стандарты комфорта
— Валентин Николаевич, вы упомянули о стандарте комфортного проживания. Что это такое?

— Государством выработано множество норм, регламентирующих качество жилищных и коммунальных услуг. Санкции за отклонения от этих норм — функция надзорных и контролирующих органов государства и муниципалитетов. Но эти нормы сформулированы и адресованы не жителям, а инженерно-техническому персоналу, обязанному их соблюдать, профессионалам, разбросанным по специализированным предприятиям и организациям сферы ЖКХ. Жителю сложно ориентироваться в многообразии технических норм, распыленных по множеству инженерных аспектов.

Актуально иметь некий целостный свод всех норм, соблюдение которых служило бы одновременно и предметом договора между жителями и поставщиками услуг, и базой для варьирования тарифных планов, и объектом автоматизированного контроля системой управления, вооруженной датчиками и информационными терминалами, регистрирующими факты отклонений.

Причем этот свод нужно формулировать в терминах конечного результата — определенного уровня комфорта проживания, аналогично «звездным» уровням в гостиничном бизнесе. Это открыло бы путь к более гибкой тарификации жилищно-коммунальных услуг, расширило бы пространство выбора и для жителей, и для поставщиков услуг и дало бы ГЖИ дополнительные инструменты реализации надзорных функций.

Этот свод требований мы и называем стандартом комфортного проживания. Концепция применения стандарта принята на первом заседании совета, ее текст опубликован на сайте ГЖИ.

Институт доверительного управления
— В этих стандартах простой жилец так же будет блуждать, как сейчас в уже действующих нормах и услугах. Что же тут принципиального: смена одних показателей другими?

— Согласен. Как раз в связи с этим наш замысел включает идею института доверительного управления собственностью.

Это управление по договорам, которыми собственники помещений наделяют профессиональных — доверительных — управляющих правами решения основных вопросов воспроизводства и обслуживания жилья.

Принципиальной новизной фигуры доверительного управляющего будет его ответственность не за исполнение разрозненных функций и сервисов, а за состояние собственности и уровень комфортности проживания в целом. Этот интегрированный показатель не что иное как ценность квартир (как в денежном, так и социальном выражении). Причем стоимость, ценность растут в меру роста достоинств проживания в домах, управляемых доверительными управляющими.

В пространстве ЖКХ появится активный класс, заинтересованный объединяться и сговариваться не только по локальным внутридомовым, но и по общим проблемам социального благоустройства микрорайонов, чтобы сообща решать вопросы размещения детских садов, торговых залов, пунктов общественной безопасности, транспортных развязок и других инфраструктурных факторов, повышающих социальную стоимость квартир.

— Вы не боитесь, что вас сочтут коммунальным мечтателем?

— Задача, конечно, непростая, но ведь ясно, что сегодняшнее состояние отношений в сфере ЖКХ таким оставаться не может. Это понимают все. Поэтому идет поиск новых решений. Новосибирская область первой в России создала общественный совет при ГЖИ. И то, что наш опыт уже стал достоянием страны, говорит, что мы на верном пути.

ФАКТ
В Новосибирской области подписано соглашение о реализации пилотного проекта по созданию института общественных инспекторов в сфере ЖКХ не только для нашего региона, но и для страны в целом. Документ подписали руководители Новосибирского регионального центра общественного контроля, Государственной жилищной инспекции области и московские представители Объединения управляющих компаний в сфере ЖКХ.

КСТАТИ
За 11 месяцев в ГЖИ поступило около 12 тысяч обращений от жителей Новосибирской области. Выявлено 9 403 нарушения. Наложено штрафов на 19 миллионов рублей. Для сравнения: за весь прошлый год государственные инспекторы выявили около 5 тысяч нарушений и наложили штрафы на 8 миллионов рублей.

Фотографии статьи
Валентин Левин, председатель общественного совета при Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Новосибирской области