Сергей ДОРОФЕЕВ: «С гордостью говорю, что я из Новосибирска»
Новости об уникальных операциях, которые делают в нашем городе, уже не удивляют общественность, равно как и сообщения об открытии новых медицинских центров. При этом живуч миф о перманентном кризисе в отрасли, нехватке средств и специалистов. Где правда и что ждет нашу медицину в будущем? Об этом мы поговорили с Сергеем ДОРОФЕЕВЫМ, заслуженным врачом России, депутатом Госдумы РФ.
Другая работа, другая атмосфера
— Сергей Борисович, вы долгие годы работали главным врачом городской поликлиники, а два года назад стали депутатом Государственной думы. Какие для себя можете подвести итоги?
— Могу сказать, что сейчас, наверное, все еще идет процесс адаптации. Депутат Государственной думы — это не главный врач поликлиники, это совсем другая работа, другая атмосфера. В работе главного врача всегда под рукой и силы, и средства. Все конкретно и понятно.
В Думе — совсем другой масштаб, другой спектр задач. Повестка дня может быть самой разнообразной: от космоса до международных отношений и федерального бюджета. Все премудрости приходится постигать на ходу. Здесь мало разбираться только в медицине, еще, как минимум, надо знать, как формируется бюджет.
В Думе ты никак не можешь оставаться в стороне от этого процесса, ты обязан вникать во все тонкости, потому что бюджет — это основополагающий документ для всей страны, в том числе для здравоохранения.
— У обывателей существует медийный образ депутата Государственной думы, который создало телевидение: дебаты, полемика, жаркие споры. Так ли происходит на самом деле?
— Тонкости законопроектов мы обычно обсуждаем на профильных комитетах, парламентских слушаниях, круглых столах. Но споры действительно в Думе бывают ожесточенные. Так, очень непросто шла работа над законом о капитальном ремонте жилого фонда, законом о реформе РАН. Они не принимались на ура ни одной из фракций, в том числе фракцией «Единой России».
В закон о реформе РАН было внесено более 60 поправок. Многих это может удивить, на самом деле — ничего удивительного. Наши взгляды на какие-то вещи нередко расходятся со взглядами Правительства страны, несмотря на то что мы представляем партию, которая поддерживает принципиальные реформы Президента и Правительства и готова брать на себя ответственность за все, что происходит в стране. Например, во время обсуждения будущего бюджета мы настояли, чтобы недостающие средства были заимствованы из резервного фонда страны, а не в банках: незачем, на наш взгляд, лишний раз залезать в кредиты.
Лучшее здание на всю округу
— Изменились ли ваши взгляды на жизнь после того, как вы попали в Думу? Легко ли быть депутатом?
— Непросто, но это здорово расширяет кругозор. Когда я начал работать в Думе, понял, что моих двух высших образований не хватает.
Разумеется, взгляды меняются, потому что приходится много ездить по стране. За два года я объехал почти все районы Новосибирской области. Во время уборочной был в Краснозёрском районе, участвовал в совещании главы области с селянами. Дожди идут, хлеб лежит — начал понимать, как действительно в этой отрасли все непросто.
Проблем в сельской местности очень много. Одна дорога в Довольное из областного центра стоит «отдельной песни», но надо быть оптимистами. Проблемы есть везде: и в селах, и в городах. Например, могу уверенно заявить, что пробки — это беда не только Новосибирска, но и Нового Уренгоя, где недавно побывал.
Возвращаясь к районам области, скажу, что у каждого из них свои проблемы, но прогресс на селе тоже налицо. Неплохо развивается социальная инфраструктура, в районах области стало больше современных больниц. Приезжаешь в какой-нибудь небольшой населенный пункт, спрашиваешь, где больница, и тебе отвечают: идите туда-то, там увидите самое красивое здание...
— Кстати, о больницах. Насколько успешно реализуется федеральная программа «Земский доктор»? Мы слышали, были какие-то проблемы с финансированием: люди, уехавшие работать в села, не получили обещанного миллиона...
— То, что люди не получили средства вовремя, конечно, не означает, что они не получат их совсем, все свои обязательства государство выполнит в полной мере. На мой взгляд, инцидент произошел из-за сугубо технических проблем. В прошлом году специалисты, во-первых, не очень активно ехали в село. В Новосибирской области в прошлом году в программе участвовали 43 человека, а в этом году желающих оказалось больше 60 человек.
Во-вторых, было принято решение изменить порядок финансирования программы. Если раньше все средства шли из федерального бюджета, теперь расходы поделены: 50 процентов дает Федерация, еще 50 процентов — региональный бюджет. Сделано это для того, чтобы в программе могло принять участие больше желающих. Расширена география проекта: сегодня участниками программы могут стать врачи, переехавшие на работу не только в село, но и в рабочий поселок.
Порядок финансирования изменился, но никто не рассказал об этом участникам программы. В свою очередь и министерство здравоохранения области вовремя не запланировало необходимые средства. Оно должно было взять ситуацию на контроль и своевременно запросить субсидию у федерального Фонда обязательного медицинского страхования.
Я встречался в министром здравоохранения Новосибирской области, обсуждал сложившуюся ситуацию и получил официальный ответ: с большинством врачей уже заключены договора на представление компенсационной выплаты в один миллион рублей. Остальные получат их в начале 2014 года.
Вообще, я убежден, что проблемы сельских врачей решать только силами ведомств не совсем верно. Молодежь не прельстишь одной работой, надо социально обустраивать село. Там должно быть комфортно жить, должны быть хорошие дороги, по которым можно пройти не только в резиновых сапогах, но и на каблуках.
Последствия «голодных лет»
— Какие проблемы, на ваш взгляд, сейчас наиболее актуальны для нашего здравоохранения?
— Проблемы, конечно, есть. В нашей области нет ни одной типовой детской поликлиники. Программа модернизации здравоохранения в регионе прошла успешно, но она не предполагала нового строительства. Мы занимались ремонтом зданий и закупкой оборудования. Средств хватило лишь, пожалуй, на четверть «слабых мест». Между тем, надо строить, строить и строить. При этом незачем возводить дворцы с вензелями, можно запускать удобные типовые проекты. Видел нечто подобное в Татарстане, Тюмени.
У нас в регионе начато строительство современного перинатального центра, в планах — строительство детской областной больницы. Но все это стационарные службы. Уверен, что модернизировать необходимо прежде всего амбулаторно-поликлиническую службу.
В Новосибирске необходимо строительство новых поликлиник, прежде всего детских. Многие годы здравоохранение в стране финансировалось по остаточному принципу. Еще не год и не два мы будем наблюдать последствия эти «голодных лет». Враз добавить в медицину столько денег, сколько необходимо, чтобы на все хватило, просто нереально.
Но справедливости ради надо сказать, что нехватка финансов в здравоохранении — это не только наша беда. Здравоохранение вообще — это ужасно финансово емкая отрасль. Куда бы я ни ездил, везде слышу: не хватает денег. Если верить таким отзывам, их нет даже в Америке. Если помните, Барак Обама не так давно извинился перед американцами за здравоохранение, хотя у них на эту сферу идет 17 процентов ВВП, а у нас — менее четырех.
«Меня обижает, когда врачей называют убийцами»
— Вспоминается эпизод из вашей биографии, когда вы во главе Новосибирской областной ассоциации врачей просили губернатора предпринять меры по формированию в обществе «положительного имиджа» медицинского работника. Каким должен быть хороший современный врач?
— Независимым профессионалом. Где, как и чем лечить, врач должен решать сам. Но при этом нести ответственность за принятые решения.
Пока ситуация другая. Сегодня врач по сути бесправный человек, не самодостаточный субъект, он не несет никакой ответственности за то, что делает, поскольку юридически за медицинскую деятельность отвечает медицинская организация. Надо кардинально менять структуру управления в здравоохранении, повышать самостоятельность медицинских организаций, роль профессиональных медицинских сообществ. Это есть на Западе, но пока отсутствует у нас.
Крайне необходима нам и независимая медицинская экспертиза. В нашей медицинской кухне ведь ни один суд не разберется! Мы, врачи, также заинтересованы в экспертизе, как и пациенты. Меня обижает, когда после какого-нибудь ЧП вновь всплывает термин «врачи-убийцы»...
Такая экспертиза есть во всем мире, у нас — нет. Недавний пример с туберкулиновой пробой, когда медицинский работник не рассчитала дозу, и у детей наступили аллергические осложнения. Врачи такие же люди, как и все, и могут ошибаться. Да, цена наших ошибок бывает высокой. Но тогда все должны понимать, что и специальность у нас особая.
Медикам надо помогать, а не мешать работать. И чем больше мы пугаем людей нашей «плохой» медициной, тем активнее рубим сук, на котором сидим.
Система здравоохранения в стране самодостаточна. В частности, в нашем городе есть практически все передовые технологии, мы проводим большое количество высокотехнологичных операций. Всегда с гордостью говорю, что я из Новосибирска...
Конечно, проблемы надо решать, но также надо стремиться к тому, чтобы люди реже болели. Должна быть социально-экономическая мотивация оставаться здоровым, однако это тема отдельного разговора.
СПРАВКА
Сергей ДОРОФЕЕВ — заместитель председателя Государственной думы РФ по охране здоровья. Был избран на должность 4 декабря 2011 года.