USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Не садись на пенёк, не ешь пирожок?

Николай ЦАРЕВ
Фото с сайта www.greenmama.ru
Фото с сайта www.greenmama.ru

Специалисты пытаются разобраться, кто виноват в снижении качества пищевой продукции

Ловили вы себя когда-нибудь на мысли, каким образом выбираете продукты в магазине? По внешнему виду? По маркировке? По запаху? А если товар запаян в непроницаемую для воздуха упаковку и обонянию недоступен? Может, та самая красивая, удобная упаковка и определяет ваш выбор?

У специалистов есть что обсудить относительно качества, безопасности продуктов питания, особенностей стандартов, нормативов продукции, предпочтений потребителей и ответственности тех, кто поставляет товары на прилавок. Так было и во время встречи экспертов за круглым столом на площадке Новосибирского государственного аграрного университета. Вместе с хозяевами в обсуждении проблем приняли участие представители межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», организационного комитета международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии — Гемма» и ряда других организаций.

Сезам, откройся
Качество пищевой продукции — вопрос сложный. Его решение требует участия как ученых (биохимиков, микробиологов, токсикологов), так и производителей продукции, государственных органов, общественности, убежден председатель оргкомитета международного конкурса «Лучшие товары и услуги Евразии — Гемма» Сергей Степанов. Одна из проблем — несоответствие международным стандартам. И тут как раз не будем забывать, что наши товары пытаются занять достойное место на потребительском рынке с учетом требований Всемирной торговой организации, куда недавно вступила Россия.

Пока это, мягко говоря, не очень удается. Каждый 50-й килограмм продукции, покупаемый в розничной торговле, опасен для употребления в пищу, а каждый 10-й не соответствует заявленным требованиям по химическим компонентам.

Пищевики с большей неохотой, нежели прежде, идут на оценку качества продукции: отказ составляет ни много ни мало 80 процентов! Да и кому охота, чтобы специалисты обнаружили в отдельных партиях мяса или молока повышенное содержание пестицидов, антибиотиков, а в овощах — пестицидов, нитратов?

Секреты нехороших составов
О генетически модифицированных организмах (ГМО) уже и говорить не приходится. Заградительную сеть на них не поставишь. Жесткого запрета по ввозу в Россию продуктов, содержащих ГМО, нет. Нельзя сбрасывать со счетов и контрабандные поставки. Вот и проникают в нашу страну нехорошие по этому показателю товары, например, из таких стран, как Китай, Украина. Через Украину в Россию попадают выращенные в Турции помидоры, ввоз которых к нам официально запрещен.

Вы можете сказать: мол, производитель обязан указывать данные о наличии ГМО. Обязан, но не всегда указывает, и уличить его в этом крайне сложно. К тому же Всемирная организация здравоохранения до сих пор не доказала, что продукция, содержащая ГМО, влияет на гены человека. А пока воз и ныне там — точнее, он, груженый импортной продукцией, по-прежнему прибывает в Россию.

Участие в названном выше международном конкурсе принимают нынче 250 предприятий из 60 стран мира. По данным заместителя председателя конкурса Татьяны Шумаковой, российские продукты питания значительно уступают иностранным. По каким показателям? На переработку российское сырье поступает низкого качества. В нем отмечается высокая концентрация различных консервантов. Кроме того, российские производители все чаще грешат применением технологий, позволяющих снизить себестоимость продукции: добавляют растительные белки, трансжиры и многое другое.

Абсурд особо виден
Как считает Татьяна Шумакова, российских производителей к таким действиям подталкивает ряд факторов. Во-первых, розничная торговля не берет на реализацию продукты с коротким сроком годности. Во-вторых, немаловажное значение имеют сложности кредитования.

Ситуация порой доходит до абсурда. В Кемеровской области проводился конкурс на поставку сливочного масла в одно из детских дошкольных учреждений. И что? Победу в конкурсе одержала фирма, предложившая самое дешевое «сливочное масло» — по цене 126 рублей за килограмм. При этом надо напомнить потребителям: для производства одного килограмма стопроцентного животного масла требуется 22 килограмма цельного коровьего молока, что выливается в сумму (а значит, минимальную себестоимость) более чем в 400 рублей. Откуда же 126 рублей и есть ли в масле-победителе молоко вообще?!

Деньги решают все
Правда, новое время диктует новые подходы и в правильном направлении. Как отмечают эксперты, многие рестораторы, которых не устраивает масс-рынок, теперь стараются заключать прямые договоры с крестьянскими (фермерскими) или личными подсобными хозяйствами селян на покупку продукции высокого качества. Это объяснимо: клиенты ресторанов, люди состоятельные, могут себе позволить принимать в пищу качественные продукты. Но как при этом быть остальным? Ведь не секрет, что при выборе продуктов на многих из нас магически действуют цены ниже средних… К тому же у нас не Торонто, где, по рассказам очевидцев, сейчас модно не иметь дома плиты, а принято питаться в ресторанах.

Государственная экспертиза в состоянии довольно четко определить безопасность (или опасность) того или иного продукта. На то есть масса современных стандартов и технических регламентов. Наша страна недавно даже приняла национальную доктрину продовольственной безопасности. А как определить качество и полезность пищевой продукции? Ведь каждый потребитель понимает это по-своему.

Кстати, не все однозначно и с безопасностью. Возьмем, не называя фирмы-производителя, такой продукт, обожаемый студентами и служащими, как лапша быстрого приготовления.

— Этот продукт полезный? — задается вопросом эксперт по организации и проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания Яков Новоселов и сам же дает уверенный ответ: — Конечно, нет! Этот продукт может вызвать у человека ряд разных заболеваний, но он реализуется на совершенно законных основаниях, потому что безопасен, при однократном его употреблении человек, что называется, не отравится. То же самое — о мороженом или других молочных продуктах, содержащих заменители животного молочного белка — растительные жиры. Можно даже не обсуждать вопрос о том, что избыток насыщенных жирных кислот очень вреден для организма, наносит примерно такой же ущерб здоровью, как злоупотребление алкоголем.

Главный бич — разобщенность
А что производитель такой продукции? Вешая лапшу на сушильные решета, он вроде бы резонно заявляет: дескать, я никого не заставляю употреблять этот продукт без меры, равно как и не требую каждый день пичкать чад мороженым. Мол, товарищи потребители, вы обязаны сами разбираться во всех химических, биологических особенностях продуктов и в особенностях федерального законодательства на этот счет, это ваши проблемы…

Специалисты сходятся в том, что законодательство необходимо совершенствовать, однако ныне действующие федеральные документы ждут своей реализации на уровне каждого сибирского региона. Новосибирская область и Новосибирск на фоне других областей и городов выглядят неплохо, но сделать предстоит еще немало.

Объединяя усилия властей, множества организаций и общественности, можно решать самые сложные задачи. Ведь, как справедливо замечено проректором по научной работе, заведующей кафедрой товароведения и экспертизы товаров Сибирского университета потребительской кооперации Валентиной Бакайтис, зачастую все упирается в разобщенность производителей продукции, торговли, контролирующих органов и образовательной среды, готовящей специалистов для работы в пищевой индустрии и в целом на потребительском рынке.

ФАКТ
Доля пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства нашей страны составляет около 12 процентов. Пищевая промышленность является одной из самых быстро развивающихся в Российской Федерации, однако две проблемы в ней остаются ключевыми: низкая конкурентоспособность, недостаточное качество и безопасность продукции.