«Рабство» отменили. «Рабы» остались
«Мобильная» реформа затягивается из-за неготовности сотовых операторов
О том, чтобы дать возможность россиянам право сохранять свой номер мобильного телефона при смене оператора связи, говорили не один год, ведь такое уже давным-давно практикуется во всех цивилизованных странах. И вот, казалось бы, дождались: с 1 декабря 2013 года каждый абонент может беспрепятственно уйти к другим поставщикам мобильных услуг, захватив с собой старый номер, ведь его уже знают все друзья и знакомые, к нему привязана банковская карта и пароли от социальных сетей.
Операторам нужно время
Однако за два дня до долгожданного «освобождения» Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ о введении переходного периода в реализации этого закона до 15 апреля 2014 года. Это означает, что пока операторы вправе сами решать, когда начать обслуживать в своей сети «перебежчиков». Одно из объяснений возникшей паузы — приближающиеся пиковые нагрузки на мобильные сети во время новогодних праздников и в период Олимпиады в Сочи.
В силе остаются и воспитательные санкции: если переход не будет осуществлен в установленном законом порядке (восемь дней для физических лиц и 29 дней для юридических лиц), то абонент должен получать услуги мобильной связи совершенно бесплатно. Но эти меры начнут работать не раньше 1 марта 2014 года.
Право есть, возможности нет
По прогнозам аналитиков рынка, в ближайшие тринадцать месяцев новой услугой воспользуются от двух до шести процентов держателей общего числа SIM-карт на территории России. Так, за первые десять дней отмены «телефонного крепостного права» в стране подано более шести тысяч заявлений, при этом полноценный переход осуществился только у семнадцати абонентов. Как говорят сами игроки рынка, им просто не хватило времени. Если за рубежом поставщикам мобильных услуг на подготовку в среднем было дано два-три года, то российским на исполнение закона отвели чуть меньше двенадцати месяцев.
Действительно, работы у компаний стало гораздо больше. В частности, они обязаны передавать информацию о своих новых клиентах в базу перенесенных номеров и попутно проверять, нет ли у них задолженностей перед старыми операторами.
Тормозят реализацию проекта и другие игроки рынка — банки и платежные системы. Ведь мультикассы и специальные терминалы должны быть способны «распознать», какому именно оператору поступают деньги на счет.
Новосибирские представители отечественных операторов-гигантов уже заявили о готовности освобождать абонентов из своих сетей. Однако принимать «перебежчиков» в установленные законом сроки пока не могут. По последним данным, ни один житель города, написавший заявление, не перенес свой номер в другую сотовую сеть.
Кто не рискует
Технически переход к новому оператору для нас с вами несложен — нужно лишь заполнить заявление в офисе той компании, услугами которой хотите пользоваться. И ждать. Найдя дома редко используемую SIM-карту, решил воспользоваться этим правом и попробовать сменить номер.
В одном из салонов связи нужного бланка заявления не оказалось. В соседнем мне сказали, что я не первый, кто обратился с подобной просьбой. Тем не менее менеджер затруднился ответить на мои вопросы о сроках перевода, о том, какие услуги сохранятся, какой тариф будет мне предложен. Однако уже заученными фразами сказал, что за день до смены оператора мне будет отправлено SMS-сообщение с напоминанием переставить SIM-карту и указанием времени перехода.
— Во время переноса номера ваш телефон может быть вне зоны действия около 30 минут, — предупредил напоследок специалист.
Так что если вы намерены сменить оператора и оставить номер, советую это сделать позже, когда новшество окончательно приживется, а процедура будет отработана до самых мелких нюансов.
Несколько минут
Понятие «мобильное рабство» придумали в России. Его нет в языке ни одной другой страны мира, где внедрена и успешно используется технология МNP (Mobile Number Portability) — переносимости мобильных номеров. И если в нашей стране с этим пока туго, то за границей уйти от оператора также просто, как пополнить баланс сотового телефона или поставить мелодию вместо обычного гудка.
Как мы уже говорили, в европейских странах отладка услуги по переносу номера проходила не меньше двух, а то и трех лет. Придумана она была для укрепления конкуренции на рынке связи, от которой в конечном счете выигрывает рядовой абонент.
Впервые переносимость была введена в США в 1997 году, но первые шесть лет она касалась операторов телефонных сетей общего пользования. Потом на этом решили не останавливаться и распространили действие специального закона и на мобильных операторов. При этом переносимость номеров в Америке ограничена по географическому признаку. Иными словами, вы можете перенести номер к другому оператору только в пределах той административной территории, в которой он был выдан. Если вы переехали жить в другой штат и решили подключиться к другому оператору, вам все-таки придется поменять номер.
Подобное условие действует и в Канаде, где про «мобильное рабство» не вспоминают десять лет. Там же к сотовому можно «прикрепить» стационарный телефон.
Процедура переноса номера в Европе в настоящее время занимает несколько минут. При этом где-то эта процедура бесплатна, а где-то нужно оплатить специальную комиссию.
Российские эксперты проанализировали опыт внедрения MNP за рубежом. В странах с условиями переноса номеров как в России такой возможностью воспользовались не более десяти процентов абонентов. Не стоит забывать, что в развитых странах не принято «скакать» от оператора к оператору, а российский пользователь не против экспериментировать и постоянно искать более выгодные тарифы.
КОММЕНТАРИЙ
— Мы уже принимаем заявления от абонентов на перенос номера в сеть, однако просим клиента указать определенный срок переноса — февраль 2014 года. Причина этого — техническая сложность самой услуги, так как, несмотря на полную готовность, остается еще большой объем работ по тестированию корректной маршрутизации голосовых звонков и SMS. Сейчас мы не можем на 100 процентов гарантировать качество услуги переходящим в сеть, — рассказали в пресс-службе сибирского филиала компании «МегаФон».
Что касается перехода абонента в другую сеть, то главное условие для этого — положительный ответ так называемой центральной базы данных. Пока она не дала ни одного согласия на перенос номера в другую сеть и отклонила заявки абонентов по формальным признакам: несоответствие данных абонента при написании заявления и данных абонента, полученных от оператора-донора, отмечают в компании.
— Учитывая, что центральная база данных сверяет данные в автоматическом режиме, любая неверно указанная буква или цифра может стать причиной отказа, и абоненту снова нужно заполнять заявление. И, что самое важное, снова платить 100 рублей, — комментирует источник.
ФАКТ
Обязанность оператора оставлять за абонентом его номер мобильного телефона после расторжения договора на оказание услуг появилась 1 декабря 2013 года в соответствии со вступившими в силу изменениями в статье 46 ФЗ «О связи».
ЦИФРА
В России зарегистрировано более 200 миллионов мобильных номеров