Сложные люди
Они снимали комедии и производственные драмы о «простом советском человеке», а сами жили очень непросто
На Первом канале продолжается показ 12-серийного фильма Валерия Тодоровского о советских кинематографистах начала 1960-х годов «Оттепель».
…Гениальный оператор Виктор Хрусталев (Евгений Цыганов) ездит на новом «Москвиче», чертовски обаятелен и немного жесток по отношению к женщинам, а они готовы ради него даже выйти на улицу в наряде Евы. Еще он может с легкостью поставить любой кадр и снять трудную сцену. Но много пьет. И вот после трехдневного запоя вместе с другом сценаристом Костей Паршиным (Фёдор Лавров) Хрусталев узнает, что тот погиб — выпал из окна. Но оставил сценарий фильма, оператором которого видел только своего приятеля…
Это первый фильм режиссера Валерия Тодоровского после вышедшего в 2008 году ретромюзикла «Стиляги». «Оттепель» — лента о кинематографистах начала 60-х годов прошлого века, полная примет времени, дань памяти поколению отца, режиссера и оператора Петра Тодоровского. С него отчасти списан главный образ. Тогда начинали карьеру многие из тех, кого позже назовут классиками. В кадре то пройдет Сергей Бондарчук (в исполнении Сергея Бондарчука-внука), то Олег Ефремов (Никита Ефремов, тоже внук). Если приглядеться, имеют реальных прототипов и другие персонажи.
Советский кинематограф к концу 1950-х уже ожил после сталинского малокартинья, был очарован открывшимися перспективами и успешно конкурировал с лучшими работами западных коллег. На этой почве кинематографисты хотели от государства больше денег и меньше цензуры, повышения мастерства сценаристов и реальной жизни на экране — ругались с министерством культуры и лично с Екатериной Фурцевой и пытались не допустить до творческих вопросов идеологический отдел ЦК.
В общем-то, дистанцируясь от злобы тех дней и делая фильм о непростых взаимоотношениях героев, Тодоровский передает с экрана удивительно волнующее предвесеннее чувство личностной свободы. Оно не всегда, а точнее сказать, никогда не гарантировало личного счастья. Но, по крайней мере, герои сериала сами, без чужой указки, пишут свою жизнь. И в этом очарование новой работы режиссера.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий ТОДОРОВСКИЙ, режиссер:
— Это история про людей, которых я хорошо знаю и люблю, — советских кинематографистов 60-х годов. Мои родители были оттуда. И я крошечным ребенком успел это застать и почувствовать тот воздух, особую атмосферу. Вообще я хотел снять фильм про сложных людей, так называемую творческую интеллигенцию. Я вырос среди них. Я решил это сделать… Мой главный мотив с «Оттепелью» состоял в желании пожить немного жизнью родителей и их ровесников. Эмоции стоградусные, отношения искренние… Да, это ностальгия. По ярким страстям и чувствам, которых сегодня, к сожалению, нет. И сочинялось все это как кино про моего папу. Не буквально, конечно… Хотя есть у меня там один персонаж. Эпизодический, но запоминающийся. Зовут его Петя из Одессы.