Родители и дети: есть контакт
Специалисты социальной сферы области побывали на трехдневном обучающем семинаре и узнали, как научить родителей слышать своих детей
Педагоги, социальные работники и психологи из пяти районов города и области съехались в Новосибирск, чтобы поделиться опытом и познакомиться с последними научными разработками и методиками установления гармоничных детско-родительских отношений.
Задачи — сориентировать и дать алгоритмы
Семинар проходил на базе Областного центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В роли преподавателей — специалисты Московского государственного психолого-педагогического университета. В Новосибирск они приехали из Татарстана, где читали аналогичный курс. В роли слушателей — социальные работники, социальные педагоги и психологи, специалисты кризисных и реабилитационных центров области.
— Наши задачи — сориентировать социальных работников, педагогов, работающих с проблемными детьми, детьми группы риска и их родителями, — комментирует Ирина Шилина, декан факультета социальной коммуникации, заведующая кафедрой социальной коммуникации и организации работы с молодежью, — рассмотреть с точки зрения теории часто встречающиеся проблемные ситуации и дать специалистам рекомендации к действию в каждой из них.
Желание быть полезным
Материала для работы в нашей области — хоть отбавляй, сетуют работники социальных служб. Они увлечены беседой со столичными преподавателями и активно делятся наболевшим. Каждый специалист заинтересован в поиске новых знаний и желает, чтобы его каждодневный труд был как можно более полезным и детям, и их родителям. Вот лишь один из сюжетов, рассказанных слушательницей курса из Искитимского района области. Мальчик из хорошей семьи отбился от рук, попал в реабилитационный центр, а потом не хочет возвращаться домой. Что делать и кто виноват?
Еще один вопрос — агрессия. Подростки, попадающие в кризисные центры, как правило, воспитываются улицей, рассказывает Ирина из центра реабилитации «Снегири». Как сделать общение с ними более продуктивным, как излечить ребенка от стресса? Депрессия тормозит познавательный интерес, и недопустимо, если она затягивается.
В моменты кризисов необходимо работать не только с детьми, но и с родителями, сходятся во мнении социальные работники Новосибирска и столичные преподаватели. Часто современные взрослые сами отстраняются от детей, им проще обвинить во всех психологических проблемах собственного ребенка, телевидение и Интернет, чем самих себя.
Непонятное поколение
У каждого региона в плане проблем во взаимоотношениях родителей и детей свои особенности, рассказывают педагоги из Москвы. К примеру, в Казани, несмотря на большой процент мусульманского населения, остро стоит проблема детского алкоголизма, в Екатеринбурге социальных педагогов беспокоят подростковая наркомания и проституция. Но есть и проблемы, общие для всех территорий.
— Главная проблема взаимоотношений современных российских родителей и детей в основном в том, что они не слышат друг друга. К примеру, категорически непонятно современным взрослым поколение 13 — 14-летних подростков, они с трудом осознают, что происходит в голове у этих детей, — делится мнением преподаватель кафедры социальной коммуникации и организации работы с молодежью Денис Макаровский. — Взрослых интересует, почему подростки наряжаются в черное и мажут губы гуталином, почему они садятся за компьютер и путешествуют по небезопасным сайтам.
Без помощи профессионалов часто сложно понять причины и заметить, когда в жизни детей начинают зарождаться эти патологические процессы. Задачи хорошо вооруженного знаниями социального работника — вовремя предотвратить беду, помочь и найти выход.
КОММЕНТАРИЙ
Мария ПАРВАТОВА, специалист управления демографической и семейной политики министерства социального развития Новосибирской области:
— Подобные курсы важны для всех специалистов социальной сферы. Министерство социального развития заинтересовано в повышении уровня компетенции сотрудников подведомственных ему учреждений. В рамках проведенного курса лекций и семинаров были затронуты такие темы, как развитие родительской компетенции, формирование навыков общения взрослого и ребенка, причины и способы разрешения детско-родительских конфликтов, причины и методы профилактики жестокого обращения с ребенком. Многие участники семинара хотели получить ответы именно на эти вопросы.
СПРАВКА
Образовательный семинар для социальных работников Новосибирска и области проводился в рамках всероссийской программы «С любовью к детям», реализуемой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с министерством социального развития Новосибирской области.