USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Работа на публику, или Базарный вопрос

Елена ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото с сайта nsknews.info
Фото с сайта nsknews.info

Чем ближе дата завершения работы группы гусинобродских рынков, тем меньше логики становится в доводах оппонентов, заинтересованных в сохранении барахолки.

В основном вызывают удивление направление, в котором прикладывает силы «инициативная группа предпринимателей барахолки», и способы, которые для этого выбраны. Порой создается стойкое ощущение, что их вопросы обращены не напрямую к тем, чьи ответы нужно получить, а идет монолог «на публику»: претензии предприниматели высказывают через средства массовой информации и социальные сети. Примерно так разговаривают между собой поскандалившие супруги со стажем: «Передайте ему, что он не прав». Вероятно, гражданам почему-то кажется, что прямой диалог будет менее эффективен.

Возможно, кульминацией такого способа взаимодействия с муниципалитетом стали две пресс-конференции для журналистов, случившиеся в один день, 19 ноября. Сначала на брифинге в мэрии города Новосибирска журналистам рассказали о делах на гусинобродских рынках руководители трех профильных департаментов, а через час в пресс-центре ГТРК директора гусинобродских рынков озвучили уже другим журналистам свои вопросы к муниципалитету. То, что на все эти вопросы мэрия ответила еще час назад, никого особо не заботило.

Напомним, что гусинобродские рынки должны прекратить работу на прежнем месте и в привычном формате 1 января 2014 года. Причина, казалось бы, очевидна и неотменяема — в силу вступает Федеральный закон «О розничных рынках». Он требует, чтобы с этого времени подобная торговля велась лишь в крытых помещениях. В 2013 году гусинобродские рынки получили возможность доработать еще год в статусе ярмарок.

— Нам выделялся год, чтобы управляющие компании смогли обеспечить все потребности своих арендаторов в торговых местах, — рассказал журналистам Олег Агуреев, директор ООО «СкинР» — одного из гусинобродских рынков. — Для этого мы должны были взять в аренду земельный участок, возвести какие-то строения, как требует 271-й закон, и в начале 2014 года арендаторы должны были приступить к работе на новом месте. Этого не случилось, потому что сегодня ни одна из управляющих компаний не получила в аренду земельный участок.

Нет места?
Стоит отметить, что процесс выбора участка был начат в октябре 2012 года. Перенос барахолки «как она есть», по словам ее работников, необходим прежде всего для продолжения оптовой торговли — это одна из основных мыслей ролика под названием «Спаси и сохрани», появившегося в Сети 12 ноября как обращение от лица барахолки к Президенту.

Тем не менее 19 ноября на пресс-конференции Олег Агуреев так объясняет журналистам причину того, что директора рынков до сих пор не выбрали участок среди предложенных:

— Мы коллегиально рассматривали те участки, которые удовлетворили бы всех, кто ведет бизнес на рынках. Нам важна транспортная доступность для горожан. У нас нет уверенности, будет ли востребован участок у села Комаровка людьми — неизвестно, поедут ли сюда из города.

Если отсутствие транспортной доступности для розничных покупателей — действительно основная причина того, что этот участок не подошел директорам рынков, то совершенно непонятно, почему их не волнуют интересы оптовых покупателей. Этому роду посетителей барахолки совершенно все равно, куда именно их привезут на автобусах, которые ежедневно из соседних регионов приезжают на Гусинобродское шоссе. Им нужно лишь, чтобы барахолка была. Причем именно они и составляют тот поток посетителей, который приносит основную прибыль торговцам Гусинки.

Вы стройте, а мы подождем
Но выбор места не единственный барьер, который почему-то не могут преодолеть управляющие компании гусинобродских рынков.

— Одиннадцать лет назад горсоветом была принята концепция «О создании муниципального гусинобродского комплекса», — припомнил на все той же пресс-конференции финансовый директор ООО «Манэ» Эдуард Хачатрян. — Согласно этому документу мэрия должна была построить там торговые модули в количестве 35 штук и обеспечить более 10 тысяч рабочих мест. Был построен только один модуль. Таким же образом, я думаю, будут строить и дальше.

Между тем часом ранее начальник департамента земельных и имущественных отношений Галина Капустина рассказала, что, действительно, в 2002 году было принято постановление мэрии и соответствующее решение горсовета о создании и развитии муниципального торгово-промышленного комплекса на территории Гусинобродского шоссе и консолидации земельного участка. Организаторам рынков предлагалось стать инвесторами строительства модулей для торговли, но тогда они не захотели инвестировать средства в строительство, и поэтому муниципалитет взял эту задачу на себя. В результате был построен и введен в эксплуатацию один модуль. В дальнейшем строительство модулей на бюджетные средства стало невозможным в связи с принятием федерального закона об общих принципах местного самоуправления, по которому в полномочия муниципалитетов не входит строительство торговых объектов.

— А мы все ждали, чтобы они построили, — часом позже Эдуард Хачатрян говорил другим журналистам в пресс-центре ГТРК.

Так сколько их?
Еще одна беда, по словам руководителей рынков, в том, что их не устраивает количество и качество мест, найденных муниципалитетом для переезда арендаторов рынков. Собственно, сами поиски органами власти мест, где зарабатывать предпринимателям, несколько удивляют. Но еще больше вопросов возникает, когда к тому, что нашел муниципалитет для представителей бизнеса, предъявляют претензии — не то, не там и не столько.

Олег Агуреев на все той же встрече в пресс-центре ГТРК сообщил, что им нужно почти пять тысяч торговых мест, а муниципалитет (!) предлагает 897 торговых мест в городе. Его недовольство вызывает то, что это в основном два-три места в разных торговых центрах, что не устраивает торговцев, желающих сохранить старые связи.

Часом ранее начальник муниципального департамента промышленности, инноваций и предпринимательства Владимир Афанасьев сообщил журналистам о том, что 78 предприятий торговли города готовы предоставить в аренду около 1 000 торговых мест и более 28 тысяч квадратных метров торговых площадей. При средней площади торгового отдела шесть квадратных метров это составляет 4 688 торговых мест. А по официальным данным, предоставляемым управляющими ярмарками компаниями, количество постоянных торговых мест на восьми ярмарках — 4 840. Какая часть из этих предпринимателей уже нашла себе новые торговые места, подсчитать невозможно — оставлять рабочее место в преддверии предновогоднего всплеска продаж на еще работающей барахолке никому не даст здравый предпринимательский смысл.

ФАКТ
По данным муниципалитета, в 78 действующих торговых центрах города на 27 ноября 2013 года свободно около 4 600 мест. В конце года с учетом ввода в эксплуатацию строящихся торговых центров в городе будет предлагаться для торговли около 6 000 торговых мест.