«Диагноз» Вассермана
Известный публицист считает, что пересадить горожан с личных авто на общественный транспорт — мера непопулярная, но необходимая
Ближайшее логистическое будущее Сибири на взгляд человека, который большую половину астрономических суток проводит в дороге, будет мало чем отличаться от настоящего. А транспортный коллапс в городах-миллионниках удастся решить не раньше следующего десятилетия.
Разговор о транспортно-логистической «самобытности» Сибири состоялся в рамках проходившего в Новосибирске форума индустриально-парковых проектов. В числе экспертов «ИнПарка-2013» — Анатолий Вассерман, публицист, политолог, знаменитый не только скандальными высказываниями и политическими взглядами, но главным образом способностью нетривиально мыслить: путем построения логических цепочек, опираясь на общеизвестные факты, сопоставляя их, находить блестящие ответы и неожиданные решения.
Приглашение от одного из организаторов новосибирского форума он получил год назад после довольно продолжительной беседы относительно проблем логистики в Сибири. У Анатолия Александровича по этому поводу нашлось немало что сказать. На вопрос, какой толк он видит в подобных форумах, легендарный знаток клуба «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринга» и «Своей игры» ответил, что коллективный разум — средство довольно эффективное.
— Новое сочетание старых слов может кого-то натолкнуть на неожиданную мысль. Каждый такой форум дает очень много идей, в том числе путем «перекрестного опыления», когда идея, обкатанная одними, толкает других на дальнейшее развитие. Чем больше разных сил взаимодействует, тем больше у них шансов создать что-то не просто новое, а реально действенное.
За компактное развитие
Начало форума. А кто это спит на кожаном диване в холле «Новосибирск Экспоцентра»? Форма одежды, планшет на цепочке, огромные очки и роскошная борода — Вассермана узнаешь из тысячи. Очередной перелет, смена часовых поясов, хроническая усталость. Едва открыв глаза, Анатолий Александрович готов говорить на любую тему. К примеру, относительно комфортабельности автомобильных путешествий по России в будущем интеллектуал не питает иллюзий.
— Территория России слишком велика, чтобы создавать дороги западноевропейского качества, — заявил Анатолий Александрович. — Это характерно даже для европейской части России: выгодно вкладывать максимальные средства в создание автомобилей, нуждающихся в дорогах минимального качества, и экономить на самих дорогах.
Понятно, протяженности европейских и российских дорог просто несоизмеримы. Большие расстояния и проистекающие отсюда большие транспортные издержки — наша главная проблема, по мнению эксперта. Эти издержки либо надо как-то компенсировать, либо превращать из недостатков в достоинства. Например, по словам Вассермана, развивать активно то, что нужно для преодоления расстояний — транспортную инфраструктуру. «Сочетание достоинств Новосибирской области и Новосибирска в частности надо использовать так эффективно, чтобы на их фоне недостатки вообще забылись», — подчеркнул эксперт.
Дальность переездов и в особенности грузовых перевозок существенно сказывается на стоимости товаров и услуг. Как оптимизировать транспортную составляющую для бизнеса, сделав привлекательными территории за Уралом для вложения капиталов и развития производств? Ответ на этот вопрос искали участники панельной дискуссии Future.Inpark.
По мнению Анатолия Вассермана, в идее технопарков и других компактных зон ускоренного развития на примере Новосибирска как раз и заложен принцип такой экономии: максимально сближены не только разные направления исследований, но и разные производства, обеспечивая их прямое взаимодействие.
Как считают аналитики, подобные долгосрочные и не всегда окупаемые проекты в основном удел государственного инвестирования с перспективой «отбить» вложения за счет налогов с ускоренно развивающегося бизнеса.
— Мне представляется близким к идеалу то направление, которое когда-то было заложено при создании новосибирского Академгородка, — напомнил эксперт. — Когда в концептуальном и территориальном плане в центре находились организации, занимающиеся фундаментальными исследованиями, за ними — те, кто занимался прикладными науками, и, наконец, внешний пояс составляли промышленные предприятия, производящие максимально наукоемкую продукцию. Общая идея в том, что в Сибири нужно производить что-то максимально наукоемкое, чтобы в конечной цене продукта транспортная составляющая была минимальной.
Ждем 2020-й?
После дискуссии за чашкой чая мы говорим о вещах, которые ближе простому обывателю: утренние часы в пробке одинаково жалко терять и москвичам, и новосибирцам. Анатолий Вассерман говорит, что довольно часто пользуется троллейбусом и подземкой.
— В Москве есть немало мест, куда попасть на метро намного легче, чем на такси. К сожалению, проблемы наших городов сейчас во многом связаны с тем, что в начале 1990-х мы фактически развалили общественный транспорт, — рассуждает Анатолий Вассерман. — Он перестал развиваться в темпе, соответствующем росту потребности граждан. Сейчас надо фактически воссоздавать общественный транспорт заново. И зачастую буквально принуждать граждан пользоваться им. В Москве сейчас организуют платную парковку в центральной части города. Это крайне непопулярная мера, но без нее, видимо, не удастся «затолкать» людей обратно в троллейбусы, даже если парк общественного транспорта будет развиваться в бешеном темпе. К сожалению, без силовых мер не удастся обойтись.
Анатолий Александрович согласился, что в общественный транспорт нужно инвестировать очень и очень много и что вложения в инфраструктуру практически никогда не окупаются прямыми доходами от работы самой инфраструктуры.
— Зато они окупаются ростом эффективности других отраслей, — подчеркивает Вассерман. — К сожалению, при рыночном хозяйствовании, изобилии независимых друг от друга хозяйствующих субъектов учесть компенсирующие доходы практически невозможно. В ситуации, когда каждый за себя и один черт за всех, появляется сильнейший соблазн заработать на том, что породит громадные потери у других. Прямой выход из этого положения — возвращение к централизованному хозяйствованию — возможен только с 2020 года. Только тогда мощность мирового компьютерного парка станет достаточной для точного решения задачи планирования не менее чем за сутки. Приближенные решения нас уже не устраивают, поскольку в мире приближенных решений в виде плановой экономики мы уже пожили и знаем, что наряду с существенными достоинствами у такого мира есть не менее существенные недостатки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей МАКСИМОВ, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири:
— Важное значение для области приобретает развитие Восточной транспортно-логистической зоны. Это выгодно для концентрации грузопотоков с востока — из Забайкалья, Китая, с Дальнего Востока, включая дальневосточные порты. Создание и развитие в этой зоне современных логистических комплексов позволяет более удобно и с меньшими затратами обеспечивать дальнейшее распределение грузов, прибывших железнодорожным транспортом, как в правобережной части города, так и без захода в Новосибирск получателям, находящимся в соседних регионах.
Вопрос обсуждался в ходе круглого стола «InPark. Инвестиции» в рамках международного форума индустриально-парковых проектов. Достигнута договоренность между министерством экономического развития Новосибирской области, Союзом транспортников, экспедиторов и логистов Сибири и Агентством инвестиционного развития Новосибирской области о разработке конкретных механизмов развития Восточной логистической зоны, создании условий для реализации новых транспортно-логистических проектов на этой территории.