USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Как миллионы превратились в тысячи

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото с сайта m/gazeta.a42.ru
Фото с сайта m/gazeta.a42.ru

Фонд, который восстанавливает справедливость для людей, много лет назад обманутых финансовыми мошенниками, работает в режиме нон-стоп

Оформление документов на выплату денег пострадавшим от махинаций финансовых пирамид на улице Бориса Богаткова, 169 (тел. 260-80-29), происходит уже около трех лет. За это время через кабинет бессменной уполномоченной представительницы мэрии по работе с вкладчиками Любови Гапоновой прошли более двух тысяч человек, и практически каждого из них она помнит. За последние тринадцать лет этот кабинет для Любови Петровны третий, но если придется работать в этой сфере далее, то она не сомневается в своем выборе. Говорит решительно: «Надо — значит надо!»

Мы помним эти манившие тогда названия «МММ», «Русский дом Селенга», «Хопер-инвест», «Заря России» и многие другие. Только в Новосибирске подобных организаций или их представительств было почти полтора десятка.

Сейчас довольно сложно объяснить, почему доверчивые вкладчики так охотно несли сюда сбережения: ведь отдавали последнее, продавали квартиры, машины, ценности в надежде, что вложенные деньги принесут неслыханные прибыли. Наивный советский гражданин слабо тогда был знаком со сложными экономическими схемами, которые сегодня хотя бы приблизительно знает каждый школьник. Вклады исчислялись миллионами в «старых деньгах», а проценты обещали баснословные — более двухсот.

Все, нажитое непосильным…
Сегодня оформление документов на выплаты происходит в нескольких небольших комнатах на первом этаже ничем не примечательного жилого дома, но такая незначительность лишь кажущаяся. Через эти комнаты за день проходят более двадцати пяти человек: и все они, жители города и области, хотят вернуть хотя бы часть вложенных когда-то денег — сотен тысяч или даже миллионов.

— Зачем вы тогда документы в суд отдали, а расписку не взяли? — спрашивает Любовь Гапонова у очередной незадачливой посетительницы.

— Да глупые мы были, вот и отдавали все, что просили! — удрученно сетует пожилая дама. Подлинники заключенных договоров остались в суде еще в конце 90-х годов, но сегодня они уничтожены, а на руках у пострадавшей остались только ксерокопии. Такие «бумаги» в Федеральном общественно-государственном фонде защиты прав вкладчиков в Москве, а именно, эта организация занимается проблемами пострадавших вкладчиков, не примут, а поэтому расстроенная женщина уходит ни с чем, а могла бы получить несколько тысяч.

Любовь Петровна говорит, что таких посетителей обращается достаточно много: один по неведению отдал оригиналы документов, другой частично выбросил за ненадобностью, третий во время переездов потерял. Кроме того, фонд не работает по ряду причин с банковскими вкладчиками, держателями акций и жертвами пирамиды «МММ»...

— Итого вам с дочерью по 250 рублей перечислят на счет, — комментирует спасительница народных финансов денежную выплату очередному клиенту. На лице пожилого мужчины спокойствие и усталость, но под деланным равнодушием он все же не может скрыть явного разочарования: его 250 тысяч с легкой руки девальвации превратились в 250 рублей. На эти деньги можно один раз очень экономно отовариться в магазине.

Геннадию Аркадьевичу повезло немного больше: с его вложенных в далекие 90-е десяти миллионов он получит в июне десять тысяч сто тринадцать рублей.

— В ресторане прогуляю! — шутит он и вдруг без перехода добавляет с драматизмом: — Как же я всех их ненавижу! Каждый пользуется нашей юридической безграмотностью…

Мужчина пришел получать деньги впервые, хотя выплаты были уже два раза. Он говорит, что, когда в первые разы выдавали деньги, он сам молодой был, да и зарплата хорошая была, а сейчас пенсия пришла, поэтому каждая копейка на счету и десять тысяч не будут лишними.

Театр жизни
Много посетителей проходят через кабинет Любови Гапоновой на Бориса Богаткова — человеческие судьбы перед его сотрудниками разворачиваются. Идут и сами владельцы бумаг, и их дети, и вдовцы, и вдовы — все случаи обязательно рассматривают, регистрируют и закрывают; все бумаги отправляют в Федеральный общественно-государственный фонд в Москве.

В приемной сложилась особая атмосфера: веет забытым советским духом. Такое чувство, что будто и не было этих лет с начала 2000-х годов. На стульях здесь же сидят граждане, ожидающие очереди: кто-то молчит, кто-то переговаривается с тем, кто уже дождался. Эти люди, в свое время свято верившие в торжество коммунизма, когда-то поверили и решительным, энергичным молодым людям, пообещавшим им золотые горы, и продали все, что накопили за всю жизнь.

Средний возраст вкладчиков — 50 — 60 лет. Это те, чья жизненная активность пришлась как раз на 90-е годы, самый пик финансовых махинаций. Сейчас идет третья волна выплат: первая была в 2002-м (1 000 рублей наличными), с 2006 года на счет перечисляли до 10 000, с 2011 года и до настоящего времени максимальная сумма перечислений — 15 000 рублей. Любовь Гапонова говорит, что людей, которые приходят с документами на такие суммы, совсем немного: мало кто в те времена владел столь немыслимо огромными тогда деньгами...

ФАКТ
В ноябре 1995 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 1157 о компенсации вкладчикам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках финансовыми компаниями. При этом обязательным условием получения компенсации было то, что компания должна была быть уличена в нарушении законов России и на тот момент прекратить свое существование. Так в Москве появился Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков.