Поезд вне расписания. Путевые заметки
Наш корреспондент отправился в районы Новосибирской области на миссионерском духовно-просветительском поезде «За духовное возрождение»
Этого дня ждали целый год. Еще засветло на главный вокзал Новосибирска подтягиваются участники традиционной, восемнадцатой, миссии «Поезд «За духовное возрождение России».
13.11. Вокзал Новосибирск-Главный
Проводы
В зале на втором этаже людно. Разные персоны, разные настроения: духовные лица сосредоточены в ожидании молебна, фотографы немного суетливы, случайные прохожие любопытны. Вот эта женщина точно провожающая: тихо и кротко она беседует с молодым человеком лет двадцати. Объявили начало духовного мероприятия, и юноша, сняв куртку, в строгом костюме семинариста занял свое место на богослужении.
Елена, как оказалось, мама, рассказала, что ее сын пришел к Богу сам. Как все, закончил школу, институт, работал менеджером в хорошей компании. Как-то зашел в храм, разговорился с батюшкой и решил круто поменять жизнь. Меня мучает вопрос: парень стремится к Богу или убегает от мира? Мама не знает ответа.
Священник ведет христианский ритуал, очень красиво поют.
Миссионер — всем пример
Вот-вот отправимся в путь. Мне повезло. У вагона фотографируются несколько ребят. Представились:
— Павел, Георгий, Максим, Антон.
Ученики-новички и семинаристы со стажем. У кого-то родители священнослужители, у кого-то — простые работяги.
— Скажите, что, по-вашему, нужно, чтобы стать настоящим пастырем, повести за собой людей?
Юноши серьезно и уверенно ответили, что прежде всего надо работать над собой. Чтобы учить других, самим следует вести праведную жизнь.
Восемь учеников семинарии будут помогать священникам. Для некоторых из них это первый опыт наставничества. Учишь других — укрепляешься в вере сам. Им поручена катехизация (от греческого «наставление, поучение») — провозглашение имен, разъяснение желающим покреститься основ и правил христианской веры перед обрядом крещения. Тем, кто запутался в жизни, оступился, они посоветовали обязательно прийти в храм.
14.11. Тогучин
«Скажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку?» — такой вопрос в два часа ночи из уст одного из героев комедии «Операция «Ы» немало смешил зрителей шестидесятых. Наших современников он изумил бы и днем. Да, были люди в наше время… Читать нас не то чтобы заставляли — отбирали книги. Так мы ночью с фонариком под одеялом зачитывались детективами и хорошей фантастикой.
Теперешние молодые обитают исключительно в электронном пространстве. Их всякими там Стругацкими не возьмешь.
Креативный подход
Пять лет назад в Новосибирской областной юношеской библиотеке решили, что надо что-то делать, и придумали два взаимосвязанных проекта: «Литературная карта Новосибирска» и «Семинар современной поэзии». Целью ставили не только познакомить литературные объединения города, но и приблизить друг к другу старшее поколение и молодежь. Разработана масса интерактивных мероприятий.
Татьяна Манн, руководитель отдела молодежных программ, одна из инициаторов этих идей, привезла для районных библиотекарей готовые, проверенные разработки, которые, по ее словам, позволят сломать барьер, так мешающий общению с молодежью, а также разовьют интерес к самостоятельному творчеству, к современной литературе.
Заинтересовать и увлечь
В Тогучинской межпоселенческой центральной библиотеке ребята стали участниками викторины по примеру «Своей игры», составила которую Мария Костина, а провела Софья Аврасина (удачный дебют). Фразы выстроены так, что в их формулировке уже содержится полезная информация.
Работников библиотек и школьников произвольно разделили на четыре команды и предложили по очереди ответить на вопросы в области истории, географии, топонимики родного края, а также по биографии нашего героя Александра Покрышкина. Борьба разгорелась не на шутку. После двух часов напряженной работы ума ученики и не вспомнили, что поначалу классные руководители планировали провести на этом мероприятии не более 40 минут.
Большим подспорьем послужил предварительный рассказ преподавателя истории Новосибирского педагогического университета Владимира Баяндина с выдержками из произведений знаменитого маршала и его соратников, представившего и свою книгу для детей «Сибирский летчик-ас».
Эта бригада побывала также в Тогучинском лесном техникуме и детском доме № 2. Новосибирцы не только увлекли детей играми, рассказами, но и попели с ними песни.
15.11. Чулым
Каждый год поезд особой комплектации объезжает благородный круг по нашей области. Вагонов много, но есть главный — вагон-церковь. Еще девять вагонов медицинского поезда безошибочно можно узнать по надписи «Дорожный передвижной диагностический центр «Здоровье» и красному кресту.
Крещеный еще не христианин
По всей стране из года в год увеличивается число желающих принять Святое крещение. Новосибирская область не является исключением. Есть в этом и заслуга поезда «За духовное возрождение России», вносящего посильную лепту в дело приобщения к духовно-нравственным традициям.
В надежде поговорить со священнослужителем направляюсь к вагону-церкви во имя Святителя Николая Чудотворца.
Священник занят — беседует с женщиной:
— Батюшка, жизнь почему-то не складывается. Вроде и в Бога верю, и крестик нательный ношу. Правда, в церковь не хожу. Говорят, что надо, но не могу себя перебороть...
— Благословение Божие многие отождествляют с благоденствием, — отвечает духовный наставник, — но не существует безмятежного пути к душевному спасению. От купели крещения мы надеваем на себя крест — символ самоотречения и жертвенного служения. «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», — учили наши предки.
Дежурящий в храме священник Андрей Иванцев — настоятель храма Св. Вмч. Пантелеимона, духовник сестричества милосердия новосибирского Дома ветеранов, штатный клирик Александро-Невского собора, в миссионерской поездке ответственный по вагону-церкви.
У каждого священнослужителя свое поприще — отец Андрей занимается ветеранами. В этой работе особая специфика: к людям на склоне лет требуется особый подход, но это благодатная нива, ведь многие находящиеся у порога вечности предаются размышлениям о смысле бытия. Хорошо, если с молодости им были привиты понятия нравственности, духовности, добра и зла. Хуже, когда приобретенный в период воинственного безбожия житейский опыт препятствует искреннему принятию христианских ценностей. Бывает, новые семейные пары в возрасте глубоко за шестьдесят искренне удивляются, почему церковь не благословляет подобные браки. Этим обрядом молодоженов благославляют в том числе на чадородие (рождение детей), что для этой ситуации неприемлемо.
Впрочем, многим невоцерковленным людям присуща оторванность от духовного опыта православия. Например, таинство исповеди воспринимается ими как некое право простым рассказом о своем грехе снять с себя ответственность за содеянное. Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои». Богу и духовнику важна не констатация факта греховности, а осознание вины и сердечное желание исправить свою жизнь. Не к каждому это понимание приходит, и те, кто формально принимают христианство, истинными христианами не становятся.
Увлекаясь внешней атрибутикой, они забывают, что православие — это не умозрение, не философия, а прежде всего образ жизни. Наша древняя культура буквально пропитана этим мироощущением. Миссионерский поезд способствует обретению забытых традиционных ценностей.
Вагоны медиков украшены крестами — мы привыкли к этому символу и вряд ли задумывались, что он означает. Прежде медицинская помощь была не чем иным, как служением Богу через служение ближним. Именно поэтому до сих пор употребляют понятия медицинских братьев и сестер как наследие христианского отношения к людям.
Милосердие под знаком креста
Белый с красным, с синей оторочкой — этот состав видно издалека. Молодая женщина ведет под руку с трудом шагающую бабулю. Интересуюсь:
—Были у врачей?
— Позвонила на вокзал, узнала, когда поезд придет, со справками сегодня пришла. У трех врачей обследовалась. Назначили лекарства, — отчиталась Зоя Андреевна.
В этой поездке заняты 20 работников наиболее востребованных медицинских специальностей: кардиолог, офтальмолог, эндокринолог, гастроэнтеролог и другие. Поезд здоровья, несколько лет назад заслуживший грамоту Совета министров России, выезжает в течение года самостоятельно по своему графику. Основная его задача — обследовать сотрудников железной дороги. Когда он в составе поезда с духовной миссией, здесь могут получить консультацию и граждане, не имеющие железнодорожных специальностей.
МНЕНИЕ
Отец Вениамин:
— Меня удручает, что некоторые прихожане относятся к церкви потребительски, как к магазину христианских услуг: «Я пришел — обслужите меня». Могут заявиться в храм чуть ли не в пляжной одежде и требовать свечей, святой воды. Церковь — это место встречи с Богом, место служения ему, а не наоборот.
Александр АБРАМОВ, заведующий консультативно-диагностическим передвижным отделением Новосибирской железнодорожной клинической больницы:
— Считаю, что о профилактике здоровья души и тела человек в первую очередь должен заботиться сам. Вместе с тем, когда возникают проблемы, лучше сразу обратиться к специалистам — врачам и православным духовникам, минуя сладкоречивых шарлатанов от медицины и от религии.
Сергей, 23 года, г. Чулым:
— Когда узнал, что приезжает этот поезд, решил здесь покреститься. У нас есть замечательная церковь, но таких храмов на колесах в России всего два. Подумал, что такое значимое событие в моей жизни — крещение — должно произойти в этом уникальном месте.
СПРАВКА
Чулым — город в России, административный центр Чулымского района Новосибирской области (с 1947 года). Расстояние до Новосибирска по автодороге (трасса М51) составляет 146 км. Чулым в переводе с тюркского означает «бегущий снег». Население — 12 100 человек.