USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Незнание закона или праздник непослушания?

Виталий СЕРГЕЕВ
Строительство в заказниках допускается по согласованию с департаментом по охране животного мира. Фото Бориса МОСКВИНА
Строительство в заказниках допускается по согласованию с департаментом по охране животного мира. Фото Бориса МОСКВИНА

В ряде районов области «забыли» об изменениях в федеральном законе и активно выдавали разрешения на строительство на особо охраняемых территориях

На прошлой неделе в регионе получила огласку история, которая, по признанию людей, в нее вовлеченных, только набирает обороты. История столь привычная, сколько и неприятная. И дело даже не в возможной «коррупционной составляющей» — это не доказано и вряд ли будет, а скорее — в вопиющем непрофессионализме.

Нехорошо получилось…
Прокуратура Новосибирской области распространила сообщение о том, что чиновники администраций и муниципалитетов сельских районов выдали более 20 разрешений на строительство жилых домов в природных заказниках, являющихся, как известно, особо охраняемой территорией. Как обнаружилось в ходе проверок девяти государственных природных заказников области, проведенных Новосибирской межрайонной природоохранной прокуратурой, администрации Коченёвского, Маслянинского, Сузунского районов, а также Легостаевского сельсовета Искитимского района, Октябрьского сельсовета Карасукского района, Майского сельсовета Черепановского района и Новосилишинского сельсовета Усть-Таркского района незаконно разрешали строительство на особо охраняемых природных территориях. В целом они выдали 24 разрешения на строительство объектов капитального строительства в заказниках. Из них 22 — на строительство индивидуальных жилых домов, один объект предназначен для ведения рыбо-прудового хозяйства (попросту говоря — база отдыха для рыбаков), еще один — для ведения сельского хозяйства (животноводческий комплекс).

Сразу же были озвучены и принятые меры. Прокуратура внесла представления главам районов об устранении нарушений закона, почти все они пока находятся на рассмотрении. В целях недопущения аналогичных нарушений впредь главам районов объявлены предостережения. А вот в Коченёвском районе — там, где и была построена эта база, — администрацией района отозваны незаконно выданные разрешения на строительство и подано исковое заявление в арбитражный суд о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка. Первый заместитель главы администрации района и начальник одного из управлений администрации привлечены к дисциплинарной ответственности.

Как говорится, нехорошо получилось, хотя и не криминально. Ведь никакого запрета на строительство в заказниках не существует, если оно не причиняет вред природному комплексу или его компонентам. Просто нужно соблюдать ряд несложных правил, прописанных в федеральных и региональных законах. Увы, в этих случаях такого не произошло. Единственное, что наводит на размышления, — массовость нарушений, которая в любом случае не может быть совпадением.

Запрет невыполним
Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос, будем надеяться, дадут компетентные органы. Чиновников, выдавших разрешения, наверняка по головке не погладят, как бы мягко не звучало слово «предостережение».

Государственные заказники регионального значения по большей части регулируются законодательством субъекта Федерации, но и российские законы при этом игнорировать нельзя. Так, в марте этого года правительство Новосибирской области своим постановлением изменило режим охраны особо охраняемых природных территорий. Это коснулось более десятка заказников. Из прежнего документа был изъят пункт, запрещающий «строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций». Как выяснилось, запрет изначально был практически невыполним, так как на территориях заказников в регионе находится около сотни населенных пунктов, а также дороги, нефтепроводы, газопроводы. Запрещать сельским территориям развиваться только потому, что им «посчастливилось» находиться на особо охраняемой природной территории, как-то нелепо. И эта нелепость была устранена. Другое дело, что в постановлении была вменена норма, дублирующая федеральное законодательство: отныне строительство в заказниках допускается по согласованию с департаментом по охране животного мира Новосибирской области. Или с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды, если речь идет о ландшафтных, ботанических или гидрологических заказниках. Как юристы, которые есть в каждой районной администрации, не отследили изменения в законах, не очень понятно.

— Федеральная норма о согласовании строительства в заказниках с соответствующими региональными структурами существует уже более двух лет, — отметил заместитель руководителя департамента по охране животного мира Новосибирской области Пётр Гога, — за это время к нам не было ни одного обращения. Собственно говоря, наш департамент и стал инициатором данной проверки, которая показала такие результаты. Единственные, кто обратился за согласованием, пусть и задним числом, это строители животноводческого комплекса в Маслянинском районе. Но это серьезный объект, способный влиять на окружающую природу.

По словам Петра Витальевича, при строительстве индивидуальных домов больших проблем с согласованием быть не может, тем не менее никто не озаботился этой несложной процедурой. Возможно, сейчас, после того как поднялся большой шум, районные и муниципальные чиновники будут более предусмотрительными, ведь от взглядов охотоведов и экологов утаить новое строительство невозможно.

Предостережение без уничтожения?
А что же делать с уже построенным? Или все обойдется предостережением главам районов? Например, на форумах, где прошла информация прокуратуры, горячие головы — уже по традиции — не задумываясь предлагали все снести, а тех, кто выдавал разрешения, уволить. Впрочем, эмоции здесь излишни — ничего, скорее всего, сносить не будут. По крайней мере, Новосибирская межрайонная природоохранная прокуратура таких полномочий не имеет. Тем более что из 24 объектов, на которые выданы разрешения, большинство строятся или уже построены, в том числе жилые дома в границах населенных пунктов. Рассказывает помощник прокурора Павел Жиглов, который посетил все районы, где были выявлены нарушения:

— Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Природоохранная инспекция» было поручено провести инвентаризацию объектов капитального строительства в границах заказников регионального значения. По полученной из инспекции информации природоохранной прокуратурой организована проверка с выездом на территорию заказников, в ходе которой выявлены 24 факта незаконной выдачи разрешений на строительство. При этом не вся предоставленная информация подтвердилась в ходе проверки. Мы внесли представления главам районов и муниципальных образований — поселений, объявили предостережения о недопустимости нарушений закона. Представители муниципальных образований при проверке пояснили, что не знали о вступлении в законную силу с 22 июля 2011 года изменений в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым не органы местной власти, а государственные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся заказники, выдают разрешения на строительство.

А местным властям, в частности лицам, за это ответственным, очевидно, нужно «подтягивать» юридическую грамотность, уметь пользоваться новыми технологиями. Ведь еще год назад, 7 ноября 2012 года, на заседании совета по вопросам охраны и устойчивого использования объектов животного мира при губернаторе Новосибирской области Василий Юрченко поставил Природоохранной инспекции и областному департаменту по охране животного мира задачу активно включиться в разработку своих «слоев» для единой территориальной информационной системы. Чтобы вся информация была на картах, а люди имели возможность пользоваться этим ресурсом. Видимо, не воспользовались?

ФАКТ
В Новосибирской области насчитывается 24 государственных заказника регионального значения: 23 биологических и один ландшафтно-биологический. Общая занимаемая ими площадь составляет чуть более 1,47 миллиона гектаров.