Как дела на участке Майской?
Участковый уполномоченный с романтическим именем Марианна без боязни относится к трудностям, с которыми приходится сталкиваться в работе женщине-полицейскому
«Это не шаблонная, а творческая, интересная работа, и на ней ты постоянно растешь». Так говорит о своей профессии участковая из Новосибирска Марианна Майская. Познакомившись с этой приятной женщиной, мы узнали, что следить за порядком на наших улицах и в наших домах могут не только представители сильного пола.
— Когда-то я хотела стать журналистом, но мама отговорила. Она и от должности участкового отговаривала, но мое желание служить оказалось сильнее. И я ни о чем не жалею, — рассказывает Марианна Валерьевна. — Реакция на женщину-участкового обычно нормальная, недоверия ко мне нет. Тут все от человека зависит: если он профессионал и ведет себя соответственно, его уважают.
«Никакого шока у меня не было»
Желание работать участковым у женщины появилось, когда в конце 90-х годов она переехала на Затулинский жилмассив Новосибирска из города Оби. Район показался неспокойным, даже криминальным.
— Как говорят: если хочешь узнать врага, держи его поближе, — говорит Марианна Майская, — и мне захотелось лучше познакомиться с населением, которое меня окружает.
Цель была понятна, но как ее достичь? Чтобы приобрести опыт работы в ведомственных структурах, Марианна Валерьевна (по образованию она — социальный педагог) поступила на службу в женскую колонию, а затем, после повышения квалификации, — в полицию, в роту патрульно-постовой службы.
— Начала работать и через какое-то время обратилась к командиру роты, сказала, что хочу быть участковым. Он посоветовал хорошенько подумать, — вспоминает она.
Две недели женщина проходила стажировку, затем отправилась в «самостоятельное плавание» на свой участок. Первая эмоциональная реакция на то, с чем непременно сталкивается участковый в работе — соседские скандалы, разборки, драки, — была спокойной: после колонии ко многому привыкаешь.
— Никакого шока у меня не было, — рассказывает Марианна Валерьевна, — в каждой ситуации старалась сохранять спокойствие. Мне интересно общение с людьми.
Основная работа Марианны Майской — жалобы. Кто-то приходит жаловаться на сына, кто-то на мужа, кто-то на дочь — здесь все очень разнообразно.
Калейдоскоп историй жутких
Историй из практики — всегда масса, страшных, а порою даже трагичных.
— Обращается как-то ко мне пожилая женщина, жестоко избитая сыном, — начинает вспоминать наша собеседница…
Сын имел психическое заболевание, но все бы ничего, если б не племянница-наркоманка, частенько захаживающая на огонек. Она спаивала его, чтобы тот не мешал ей употреблять зелье и пользоваться квартирой.
— Когда к нему в рот попадало спиртное, он становился просто невменяемым, — рассказывает Марианна Майская. — Он и на учете у меня стоял как социально опасный психически больной человек.
После очередной попойки и произошла та безобразная драка. Избитая утюгом женщина еле-еле уползла к соседям. Потом изверг все-таки получил по заслугам.
Припоминается еще один случай с разбоем, грабежом и избиением человека.
Обидевшись на супруга (упрекал, что не уделяет внимания ребенку), женщина решила отомстить: обратилась к своему ранее судимому брату, чтобы тот «поговорил с благоверным по-мужски». Муж был избит. Предстояло изловить обидчика, и здесь пришлось пойти на хитрость. Вызвали мать хулигана, та сделала вид, что пришла навестить сына одна. Так участковому удалось попасть в квартиру нарушителя.
Была ситуация, когда друг детства украл у женщины телефон, та сомневалась, писать ей заявление или нет, рассказывает Марианна Валерьевна. Просила совета у мужа, сидящего в тюрьме, тот ответил: я тебя защитить пока не могу, так что иди в полицию.
Когда правый виноват
Часто люди благодарят, но иногда и здесь бывают нюансы. Для примера еще один случай из практики: внук угрожал бабушке ножом, требовал денег. Парню в итоге дали срок. Бабушка вздохнула с облегчением, но потом ей и ее дочери, матери молодого человека, стало жаль парня: приходили к участковой и упрекали, зачем, мол, это все из-за вас.
— К счастью, такие случаи, когда правый оказывается виноватым, единичны, — говорит Майская.
Что самое психологически страшное в работе? Это, конечно, найденный труп, особенно неизвестно сколько пролежавший. Там, выражаясь языком протоколов, и жидкость бурого цвета, и все остальное, о чем не надо знать обычным, далеким от полицейской «кухни» людям.
— Еще иногда страшат ощущение опасности и темнота, — продолжает Марианна Майская. — К примеру, идешь ночью по неосвещенному подъезду, не знаешь, как встретят. Боишься, а что делать? На вызов с тобой приехал только водитель, но он обязан находиться возле автомобиля… Когда я работала на суточных дежурствах, практически всегда ходила одна. Но страх надо прятать подальше, ведь ты на службе.
Спасительное «стекло» плюс рифма
Как-то было дело с убийством бывшего сотрудника органов внутренних дел. Тот вышел в отставку, начал пить, развелся с женой — и дальше-дальше по наклонной. Убили его, как сообщалось, из-за хранившегося в домашнем сейфе оружия — ножом в сердце.
Погрузиться эмоционально в каждую такую историю нереально, да это и ни к чему, говорит наша собеседница. Поэтому, когда возникает необходимость поберечь себя, приходится применять прием «за стеклом»: здесь, в этой конкретной ситуации, ты не человек, ты специалист. Есть у Майской еще одно проверенное средство, как справиться с валом отрицательных эмоций: в свободное от работы время она пишет стихи — о долге, чести, призвании и своих коллегах.
— Человеку, работающему, по большому счету, с негативом, надо иметь какую-то отдушину. Для меня это — поэзия, — рассказывает Марианна Валерьевна. — Стихи я начала писать давно, еще работая в колонии. Чаще всего пишу ночами, дома, когда все уже спят.
Красота закона и порядка
Полицейский значок, аккуратная прическа, форменная элегантная одежда, еще и стихи пишет, даже книгу может предъявить — в качестве, так сказать, вещественного доказательства. Рисунки в этой книге — работы собственной дочери. Перед таким участковым наверняка никому не хочется выглядеть отъявленным злодеем. Потому на лирической финальной ноте задаем собеседнице вопрос о личном: не было ли такого, чтобы кто-то из мужчин взял да и тайно переписал себя из разряда местных нарушителей в разряд тайных поклонников Марианны Майской?
— Такого, думаю, нет, — улыбается Марианна Валерьевна. — Но комплименты иногда говорят. Мне это приятно, как любой женщине, но не более того. Во-первых, я замужем, во-вторых, я — сотрудник полиции.
ФАКТ
Много лет Марианна Майская работала участковым в Кировском районе Новосибирска, теперь несет службу в Ленинском. Она уверена, что служить в полиции — это ее призвание.
ЦИФРА
В структуре Министерства внутренних дел России носят погоны более 187 тысяч женщин. Более шести тысяч из них имеют офицерские звания, некоторые даже стали генералами.
КСТАТИ
В феврале 1976 года американский президент Джеральд Форд перенес на другой день пресс-конференцию, чтобы не пропустить любимое шоу Police Woman, популярный американский телесериал с белокурой красоткой в главной роли, который выходил в эфир в течение четырех сезонов, с сентября 1974 по март 1978 года.