Два ключа к согласию
Федеральное агентство научных организаций должно не спеша разобраться, как нужно распоряжаться имуществом
Правительство РФ утвердило положения о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), в ведение которого согласно проводимой реформе поступают институты государственных академий наук. Положение об агентстве — ключевой документ, регламентирующий не только работу ФАНО, но и определяющий всю «дорожную карту» реформы Российской академии наук (РАН). Как готовился этот документ? Какие усилия были предприняты, чтобы содержание этого положения стало основой для согласования интересов? С этими вопросами журналисты пришли на встречу с первым заместителем комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктором КОСОУРОВЫМ.
С учетом предложений научного сообщества
Напомним, Минобрнауки РФ в конце июня объявило о масштабной реформе РАН. В доработанном с учетом предложений научного сообщества и подписанном Президентом страны в конце сентября законе о реформе предусматривается присоединение Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук к РАН и переход академических институтов в ведение вновь созданного агентства, работой которого будет руководить Правительство РФ. Несмотря на то что закон подписан, реакция на него до последнего времени оставалась неоднозначной.
Виктор Косоуров с самого начала объявленной реформы был включен в работу по ее реализации. Поэтому к нему обращались известные ученые, они высказывали довольно резкие критические замечания по поводу спешки, в которой принимался закон, и требовали его доработки.
В этой острой конфликтной ситуации потребовалось немало дипломатии, выдержки, а главное — компетентности, чтобы найти форму для взаимоприемлемого решения. А затем наполнить ее адекватным содержанием.
Дискуссии напряженного режима
— Для анализа предложений по этому документу была создана межведомственная рабочая группа из представителей Минобрнауки, Российской академии наук, Совета Федерации и Госдумы, — напомнил сенатор. — Итоговый вариант положения о ФАНО, который существенно претерпел изменения по сравнению с первым, учитывает все базовые предложения ученых. Это результат дискуссий, которые шли в напряженном режиме. Нам в конце концов удалось консолидировать позиции представителей Совета Федерации и Российской академии наук. Совместными усилиями выработан пакет из шести базовых пунктов, в основе которых — реализация предложений РАН, акцентирующих ведущую роль научной составляющей в обеспечении работы институтов, — рассказал Виктор Косоуров.
Шесть столпов реформы
Первое требование ученых: ФАНО должно работать «во взаимодействии с РАН и ее региональными отделениями».
Второе: агентство утверждает «с учетом предложений РАН программы развития институтов».
Следующие пункты касаются учета предложений РАН при утверждении ФАНО государственных заданий на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований, совместной работы с РАН при утверждении плана этих исследований в рамках долгосрочных целевых программ. Агентству вверено также проведение оценки эффективности подведомственных организаций с обязательным учетом параллельно проведенной РАН оценки научной деятельности.
Заключительный пункт положения регламентирует реорганизацию и ликвидацию структур, подведомственных ФАНО: руководитель агентства вносит в Правительство соответствующие предложения «с учетом позиции РАН».
Эту поправку сенатор назвал «самой весомой», отвечающей духу требований со стороны профсоюзов академического сообщества.
Главный результат
— В разработанном нами документе реализован принцип «двух ключей», и он будет действовать в принятии решений по самым важным вопросам. Считаю, что это главный результат всей проделанной работы при подготовке положения о Федеральном агентстве научных организаций, — пояснил Виктор Косоуров.
Сенатор отметил также большую роль председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в принятии итогового варианта положения о ФАНО:
— Принципиальная, конструктивная и жесткая позиция Валентины Ивановны обусловила принятие положения об агентстве в том виде, в каком оно было утверждено на заседании Правительства. Ведь когда обсуждался закон о реформе Российской академии наук в Госдуме и Совете Федерации, вопрос о необходимости «усиления научной составляющей в деятельности академических институтов» заявлял глава РАН Владимир Фортов. Он встречался с Валентиной Матвиенко, где и была достигнута договоренность реализовать эти пожелания в рамках подготовки положения о ФАНО. В конце концов нам удалось консолидировать позицию Совета Федерации и представителей РАН, и результатом этой работы стал пакет из шести предложений, который был полностью принят.
Проверка закона на работоспособность
Полномочия рабочей группы исчерпаны, а что дальше? Отвечая на этот вопрос, Виктор Косоуров сообщил, что профильному комитету Совета Федерации поручено в течение года вести мониторинг правоприменительной практики закона.
— Эта сложная большая работа только начинается. В связи с этим хочу напомнить позицию академика Фортова, который сказал, что лишь пять процентов реализации задач связано с принятием закона, а остальные — с его правоприменительной практикой, — говоря об этом, сенатор заявил, что полностью разделяет мнение академика.
Механизм мониторинга будет формироваться уже в ноябре, к весне можно анализировать первые результаты, а в Совет Федерации аналитические документы мониторгинга представят через год. Координировать выполнение этого поручения будет Виктор Косоуров.
— Мы будем привлекать для экспертной работы участников научного сообщества из числа членов академии, и выводы будут обсуждаться вместе с членами нашего комитета, — добавил он.
Дипмиссия
Отвечая на вопрос о сложности и «дипломатизме» миссии координатора в достаточно напряженной атмосфере реформы, Виктор Косоуров сказал, что это не просто поручение, а его собственный осознанный выбор. Он основан на представительстве интересов не только Совета Федерации, но и Законодательного собрания Новосибирской области. И цель одна: своей работой принести как можно больше пользы не только в общем ее понимании, но и конкретно Сибирскому отделению РАН.
— Страницу эмоционального восприятия закона мы уже перевернули. И что бы ни говорили про реформу, опросы показывают: 80 процентов представителей научного сообщества высказались за нее. Потому что все понимают, а тем более ученые: время ставит новые задачи. Чтобы их решать, предстоит принять целый ряд организационных, законодательных мер, направленных, в частности, на создание цивилизованного рынка интеллектуальной собственности.
В ряду проблем, по мнению сенатора, соотношение бюджетных и частных ресурсов, используемых на научно-исследовательские работы. В Российской Федерации 70 процентов составляет бюджет, остальное — частные инвестиции. В мире все наоборот. Из всех запатентованных разработок в России используют лишь 1,2 — 1,5 процента. Авторы при этом не имеют права ни возмущаться, ни передать патенты кому-либо по своему усмотрению. Предстоит в связи с этим внести поправки в Гражданский кодекс. Если в течение года правообладатель не использовал запатентованную разработку, она может быть возвращена автору. Это лишь частные примеры, коих немало накопилось за последнее время.
Теперь предстоит грамотно организовать реализацию принятого закона о реформе, находить возможности для формирования согласованных позиций. Мониторинг предстоит вести совместно с депутатами разных уровней. На местах люди лучше знают обстановку, точнее сформулируют свои позиции.
В этом видит Виктор Косоуров существенную опору для оценок предстоящей правоприменительной практики Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
КСТАТИ
В новосибирском Академгородке было проведено общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве научных организаций». Текст принятой резолюции этого собрания был адресован авторам проекта Положения о Федеральном агентстве научных организаций.
АКЦЕНТ
Глава российского государства Владимир Путин выступил с инициативой наложить годовой мораторий на решения по имуществу Российской академии наук и на решения по кадрам РАН. В частности, как считает Президент, ФАНО сможет «не спеша разобраться», как нужно распоряжаться имуществом. По мнению Путина, года достаточно, чтобы в этот срок не принимались решения, ведущие к невосполнимым утратам.