На первый-второй рассчитайся
Эффективность работы власти: сокращать количество госслужащих или повышать производительность их труда?
Расходы на содержание областных управленческих органов едва превышают три процента годового регионального бюджета. Однако с каждым годом на уровень субъекта передается все больше дополнительных полномочий. При этом дополнительные деньги на новые для региона функции приходят не столь быстро. Возможно ли в таких условиях сэкономить на работе чиновников? Рассуждают представители исполнительной и законодательной власти области.
Экономия в поисках выгоды
Такой ракурс рассмотрения вопроса об экономии в ходе заседания комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению возник не случайно. Нынешнее обсуждение бюджета области на 2014 год и последующий период заставляет задуматься о возможном сокращении расходов по многим отраслям. И траты на госслужащих должны стоять в первых рядах статей экономии, рассудили парламентарии. Главное, чтобы было с чего урезать.
— Расходы на социальные программы увеличиваются, а предусмотрены ли какие-то мероприятия по оптимизации управленческого аппарата для реализации этих программ? Раз бюджет сложный, нет денег, надо бы подсократить аппарат чиновников, — предложил депутат Анатолий Вандакуров.
Однако, как оказалось, на управленцах особо — по крайней мере, так, чтобы это существенно отразилось на какой-то другой отрасли — не сэкономишь. На содержание органов власти, по словам первого заместителя председателя правительства Новосибирской области — министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталия Голубенко, уходит в 2013-м и предполагается расходовать в 2014 году лишь по 3,1 процента областного бюджета.
— Полагать, что расходы на управление чрезмерно раздуты, у нас оснований нет, — заявил в этой связи министр.
При этом, конечно, численность государственных и муниципальных служащих необходимо держать под контролем и оптимизировать, подчеркнул министр.
Откуда деньги?
В современных условиях с каждым годом делать это становится все сложнее. Ведь решения, предписывающие осуществление органами исполнительной власти субъектов все новых и новых дополнительных полномочий, принимаются, можно сказать, с завидной регулярностью.
Вот и в настоящее время на уровне Правительства РФ готовится очередная передача ряда надзорных функций, которые сейчас выполняются территориальными федеральными органами Новосибирской области. Кроме того, обсуждается вопрос передачи на региональный уровень компетенций по лицензированию в сфере образования. Без кадров и хотя бы минимального финансового подкрепления эти задачи не решить. Над избитым вопросом «Где на это брать деньги?» местная власть всех уровней вместе с депутатами ломает голову не первый год.
Между тем, говоря сухим официальным языком, контекста о том, чем будет компенсирована передача дополнительных полномочий, нет. Сегодня планируется формировать некую единую федеральную субвенцию регионам для самостоятельного использования на исполнение переданных полномочий. Но прямой зависимости между масштабом этих полномочий и их обеспечением прослеживаться не будет.
— Практика показывает, что потом Минфин России консолидирует все решения федеральных органов по передаче полномочий, далее проводит балансировку расчетной дополнительной потребности и регулирует это либо дотациями, либо дополнительными нормативами от федеральных налогов, — пояснил Виталий Голубенко.
Госслужба о двух концах
То, что сокращение числа чиновников в любую, даже далеко не «экономически сложную» пору для определенных слоев населения будет бальзамом на душу, не открытие. Как ни крути, для многих граждан госслужащие если не пресловутая «красная тряпка», то уж точно некий раздражающий фактор. Не случайно само слово «чиновник» давно обросло отрицательной коннотацией.
Однако такова государственная специфика нашей страны: управленческие кадры прочно вросли во все общественные процессы. Это касается как надзорных структур, так и органов, определяющих методологию работы того или иного направления. По сути, эти чиновники — ощутимая часть самого населения. Поэтому и бюджетные ресурсы в общем экономическом обороте системы госслужбы присутствуют существенно.
За каждым финансовым ресурсом выстроена целая система его администрирования, а это напрямую увязывается с численностью госслужащих. Больше всего их на муниципальном уровне, особенно в поселениях.
— Там при общем невысоком финансовом ресурсе бюджетов доля расходов на муниципальных служащих достаточно высока. Именно поэтому мы не один год периодически возвращаемся к поиску решения проблемы укрупнения муниципальных образований. Если мы решаем проблему оптимизации бюджетных расходов в целом, без оптимизации этой системы управления нам эффекта не получить, — сказал Виталий Голубенко.
Однако при этом, как резюмировал председатель комитета Законодательного собрания по госполитике Юрий Шпаков, высокая нагрузка обуславливает сегодняшнее количество госслужащих. Так что без потери качества исполнения дополнительных законодательных решений существенно оптимизировать структуру управления невозможно.
Тем не менее в правительстве Новосибирской области такая работа ведется постоянно. Она выражается, как правило, в реорганизации и перегруппировке функций и задач специалистов. И цель всех подобных пертурбаций одна — принятие властью максимально результативных решений.