USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Сквозь годы и запреты

Ирина БИЧ, искусствовед, заведующая выставочным отделом ДУ СО РАН
Михаил Макаренко — первый директор картинной галереи Дома ученых (на фото справа)  вскоре после ее закрытия, 1968 г.
Михаил Макаренко — первый директор картинной галереи Дома ученых (на фото справа) вскоре после ее закрытия, 1968 г.

Водоворот линий, красок и нешуточных страстей — так можно охарактеризовать историю картинной галереи Дома ученых СО РАН, отмечающего в ноябре полувековой юбилей

В выставочном зале Дома ученых, давно уже ставшем одной из визитных карточек культурной столицы Сибири, открылась юбилейная, посвященная 50-летию ДУ СО РАН экспозиция живописи и графики из собственного собрания.

«Встречи. Имена. Картины»
Выставка, куда вошли более 60 произведений, называется «Встречи. Имена. Картины». Ведь собрание Дома ученых — это полотна и графические листы, за каждым из которых воспоминания о замечательных людях, событиях художественной, галерейной, а иногда и политической жизни страны.

Жемчужинами коллекции, которые пополнили собрание в последние годы, можно назвать живописные произведения новосибирских художников Николая Грицюка, Анатолия Никольского, Анатолия Сляднева, Евгения Лукина, Юлия Чернова, художников-ученых Ивана Кулакова и Любови Арбачаковой, живущего и работающего во Франции бывшего новосибирца Олега Шелудякова, алтайских художников Владимира Чукуева, Василия Куксы и других, а также графика «сибирского Филонова» — Валерия Тебекова и так далее. В целом коллекция Дома ученых представляет собой уникальный художественный срез целой эпохи, от оттепели 60-х до либеральных в художественном плане нынешних времен. И это позволяет делать удивительные открытия — о вкусах, школах, сменяющих друг друга тенденциях в этом прекрасном водовороте жизни, выраженной в линиях и красках.

Сам выставочный зал Дома ученых (или картинная галерея, как он назывался первоначально) — тоже незаурядное явление истории не только Академгородка, но отдельная страница художественной жизни страны конца 60-х. Открылся он в декабре 1966 года выставкой Николая Грицюка, художника, чье творчество было смелым, экспериментальным, ярким. Работу по организации выставок возглавил Михаил Янович Макаренко-Хершкович, человек одаренный, неординарный, имевший свой прогрессивный, очень неудобный для власти взгляд на изобразительное искусство. Главной своей задачей выставочной деятельности он видел открытие новых имен, помощь незаслуженно забытым или официально отвергнутым художникам, которые, как мы теперь знаем, входят в мировую элиту русского искусства. Прежде всего это имена художников русского авангарда, чье творчество попало под запрет как противоречащее идеалам соцреализма.

Первопроходцы
Сегодня мы гордимся, что именно в нашем выставочном зале прошла первая персональная выставка Павла Филонова, первая посмертная выставка Роберта Фалька, выставки Эрнста Неизвестного, Михаила Шемякина, Эль-Лисицкого, Дмитрия Гриневича. Идея популяризации гениев русского искусства заставляла Макаренко действовать гораздо шире рамок выставочного зала. Так, уникальную выставку Филонова Макаренко предлагал нескольким городам страны, от Львова, Таллина до Алма-Аты, причем за счет средств картинной галереи.

Сюда приезжали читать лекции известные московские искусствоведы. О «буржуазном искусстве» Эдуарда Мане, импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Родена рассказывал Н. Смирнов, о Роберте Фальке и о русском искусстве начала ХХ века — Д. Сарабьянов, о советском искусстве, Дрезденской галерее — И. Горин и другие.

В эти годы площадь выставочных помещений составляла 1 200 квадратных метров, штат картинной галереи состоял из 10 человек (реставратор, экскурсовод, фоторепортер, контролеры, смотрители), а сам Михаил Янович первое время числился сантехником: должности для первого директора картинной галереи Дома ученых, как Макаренко называют по сей день, первоначально не было. Экспонаты для выставок приходилось искать у наследников, вдов художников, собирать по музеям, испрашивая разрешения во всех инстанциях, вплоть до министерства культуры СССР. Макаренко вел переписку о выставках с Пабло Пикассо, с Марком Шагалом. Шагал даже прислал Макаренко рисунок «Здравствуй, Родина!» для афиши выставки, которая, увы, так и не состоялась…

Перекресток судеб
После первого фестиваля бардов с участием Александра Галича начался период реакции, Макаренко попал под следствие и был осужден на девять лет заключения. Директор Дома ученых В. Немировский, поддерживавший Макаренко в его начинаниях, уехал в Москву. Картинная галерея была закрыта и возникла вновь в 1970 году как филиал Новосибирской картинной галереи, возглавляемый искусствоведом Галиной Лаевской.

Галина Леонидовна, как и Макаренко, смело, решительно бралась за любые самые трудные проекты. Как сама она вспоминала, «на волнах славы» выставок в Доме ученых перед ней открывались двери музеев, частных собраний, мастерских. Самыми громкими из них были выставки графики Р. Фалька, выставка армянского искусства с участием работ Пиросмани, выставка пастелей французского периода З. Серебряковой, гравюр А. Дюрера, скульптур С. Эрьзи, А. Поздеева.

Сегодня выставочный зал продолжает традиции, выработанные годами кропотливого труда Лаевской. Основными критериями в работе с авторами мы считаем не только профессионализм, членство в творческих и профессиональных союзах художников, фотографов, мастеров. Главное — чтобы искусство шло от сердца, было наполнено эмоциональной силой, являлось гуманистическим по своей сути.

Фотографии статьи
Валентина Грицюк (слева) и Галина Лаевская на открытии выставки Николая Грицюка, 2007 г.