Разговор со стоиком о культуре
Василий Иванович КУЗИН, в конце сентября занявший пост министра культуры в правительстве области, в ответ на приглашение редакции время для встречи выбрал самое раннее – 9 часов утра.
– На самом деле, дальше все расписано, – объяснил он с улыбкой. – Очень много работы…
Спектр — самый широкий
– Василий Иванович, предполагали когда-нибудь, что станете министром культуры такого большого региона?
– У меня не было такой детской мечты (смеется) – стремления стать руководителем такого ранга. Профессором консерватории – другое дело… Хотя, сказать, что это совершенно неожиданное назначение, тоже нельзя. Работая в течение нескольких лет в качестве проректора консерватории, а также проректора, а затем ректора театрального института, я, разумеется, тесно сотрудничал с министерством культуры. И поэтому довольно подробно знал работу министерства. Кроме того, существует такое явление и такое понятие как «кадровый резерв». Такой кадровый резерв есть во всех органах власти, в том числе и в министерстве культуры. Я в числе нескольких других был в этом резерве. И все-таки предложение было неожиданным…
– Известно, что вы были одним из идеологов-разработчиков долгосрочных стратегических документов ведомства, участвовали во многих значимых проектах министерства. Ваше представление о культурном хозяйстве региона с момента прихода на должность как-то изменилось, откорректировалось?
– Нет, радикальных корректировок не произошло. Я примерно так все и представлял. Когда меня спрашивают, много ли работы у министра, я говорю, что очень много, но, принимая это предложение, я другого и не ожидал. Понятно, что подробностей деятельности не знаешь, пока к ней не приступишь, но в целом картина оказалась ожидаемая.
А работа министерства культуры действительно очень широкая и, я бы сказал, разнонаправленная. Во-первых, территориально – это не только город, но и область. Все наши муниципальные образования вплоть до небольших городов и сел. Если же брать по направлениям, то это и профессиональное искусство, и самодеятельное художественное творчество, и то, что мы называем организацией досуга. Причем, все перечисленное – это очень разные вещи применительно к городу и селу. В сфере министерства находятся также образовательные учреждения, готовящие деятелей искусства и работников культуры. Новосибирск в этом плане уникальный город, располагающий поистине столичной образовательной базой. На пересечении различных направлений – досуга, творчества, а также образования и науки – находятся музеи и библиотеки. Поэтому в деятельности министерства очень важно соблюсти интересы всех этих ветвей и направлений. А конечная цель наших усилий – сделать жизнь жителей нашей области полнее, интереснее, ярче. По разнообразию, глубине, силе и полноте жизненных проявлений.
Дело в том, что в жизни мы зачастую не реализуем всех своих возможностей, ограничиваемся лишь небольшим кругом жизненных проявлений, в том числе в сфере искусства. К примеру, сложилось так, что человек не понимает и не любит классическую музыку. Конечно, он может прожить и без нее. Но без музыки его существование будет беднее, скромнее, скучнее. Музыканты, артисты, художники, писатели стремятся расширить возможности людей, «предлагают» это ограничение снять, преодолеть, сделать жизнь насыщенней и богаче. И задача министерства культуры способствовать этому. Каким образом? – В этом и заключается повседневная работа.
Пространство свободы
– И универсальных решений тут нет?
– Разумеется. Потому что, когда, например, новосибирцы говорят: «Некуда пойти…» – это одно, и означает примерно следующее: мы такие искушенные и изысканные, что просто пойти на хороший концерт или хороший спектакль нам уже неинтересно. А вот когда житель села произносит ту же фразу, это совсем другое. У нас, к сожалению, есть такие места, где клубы или ДК либо отсутствуют, либо находятся в очень плохом состоянии. Не везде есть музыкальные школы, школы искусств. То есть, получается, что талантливые дети порой даже не могут узнать, талантливы ли они, любят ли они музыку, живопись, театр, танец или нет.
– Для такого проникновения вглубь и вширь, – чтобы эти дети и их родители могли себя творчески проявить, – у министерства культуры есть некая особая стратегия?
– Это одно из основных направлений работы министерства. И находится оно на стыке двух вещей – развития дополнительного образования в сфере культуры и развития самодеятельного художественного творчества.
– В городе порой считают самодеятельность анахронизмом…
– Это, на мой взгляд, в принципе неверно. Искусство, творчество – это не просто приложение к жизни, какая-то добавка, довесочек, аппендикс, который можно отсечь, и все равно организм будет функционировать. Часто именно оно становится способом реализации подлинной человеческой жизни. С одной стороны, есть пространство необходимости (или, как говорили классики, «царство необходимости») – работа, быт и прочее. Но и есть пространство свободы, где мы реализуем то, что проистекает из нашей индивидуальности, где мы проявляем свою подлинную сущность, где мы реализуем себя – в качестве зрителя или, что важнее, творца. Поэтому я считаю, ресурсы самодеятельного художественного творчества далеко не исчерпаны: оно может развиваться и развиваться. Возможности для этого у нас есть. Есть перспективы. И это – одно из важных направлений деятельности министерства культуры, на которое я буду обращать серьезное внимание.
Если говорить о работе с территориями, то серьезную роль здесь сыграла долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012-2016 годы». Именно благодаря дополнительному финансированию были проведены работы по строительству, реконструкции, ремонту объектов культуры в муниципальных образованиях. В соответствии с нынешним законодательством, полномочия по обеспечению культурной сферы целиком отданы муниципальной власти. То есть Правительство области не обязано заниматься Домами культуры, школами искусств, которые находятся в сельских поселениях. Но мы понимаем, что без государственной помощи сложно восстанавливать и строить качественные объекты. И, что важно, находим решительную поддержку в этом вопросе у губернатора Новосибирской области Василия Алексеевича Юрченко.
Неразменные ценности
– Следующий год на федеральном уровне объявлен Годом культуры, что это означает для вас как управленца?
– Считаю, Год культуры – это не прямолинейное желание еще «улучшить и умножить». Мне представляется важным, чтобы наш регион сформулировал собственную большую идею в совершенно иной плоскости. Одной из таких идей я бы сделал личностность. Суть ее в том, чтобы «проблемы культуры» перестали бы быть заботой только профессиональных деятелей искусства, культуры, а также чиновников, но стали бы частью жизни каждого жителя нашей области.
К примеру, мы могли бы попытаться в Год культуры реализовать, допустим, такой сценарий: пусть если каждый житель области, начиная с 5-7 лет, хотя бы один раз в году побывает на академическом концерте, представляете, как это будет прекрасно? Конечно, осуществить такое в Новосибирске реальней, в районах области – сложнее, но пути есть: от гастролей филармонических коллективов до каких-то других форм – надо их искать. И пропагандировать, говорить: мы этих ценностей придерживаемся, мы считаем, что это для развития личности очень важно! А ведь можно еще сходить на художественную выставку (хотя бы раз в году), в музей, в библиотеку..
– Хватит ли в области на всех «культурных мощностей»?
– Без сомнения. Новосибирская область располагает огромным потенциалом в сфере культуры и искусства: государственные и муниципальные учреждения, коллективы самодеятельного творчества, конкурсы и фестивали самого высокого ранга и т.д. Пока еще многие яркие события проходят в полупустых залах, хотя на сцене – незаурядные, если не сказать выдающиеся исполнители. Поэтому необходимо формировать публику, формировать более широкий круг зрителей, слушателей. Как? – Нужно использовать самые разные формы, искать новые пути и подходы. И, конечно же, прививать любовь и потребность в искусстве с самых малых лет. Не только через музыкальные школы и школы искусств, (где, случается, в стремлении выучить ребенка технике отбивают желание по окончании школы хоть сколько-нибудь интересоваться искусством). Но и, что важно и перспективно, через школы общеобразовательные. Вообще, я считаю должно быть как можно больше образовательных (не просвещенческих!) проектов в сфере искусства для детей, вузовской молодежи, для молодых людей, которые начали работать, а также для пожилых людей, для пенсионеров. Какими будут эти проекты? – Я хочу, чтобы инициатива исходила от тех, кто эти проекты будет осуществлять. И здесь творчество деятелей культуры может быть безгранично. Мне всегда казалось, что у большинства людей, особенно у людей творческих с их идеями, замыслами есть потребность в социальном служении. Есть желание донести другим свою увлеченность, передать знания, опыт, накопленное духовное богатство. И если мы в Год культуры (и, разумеется, после него) поставим такую задачу перед художественной интеллигенцией региона: культура как мое личное дело, моя внутренняя позиция, моя аура, – это, не сомневаюсь, станет началом весьма плодотворного процесса.
– А ваше имя, от того, что вы стали министром, не исчезнет с афиш новосибирских культурных проектов? Тут вот Центром изобразительных искусств на Свердлова, к примеру, на ноябрь заявлена с вами арт-встреча…
– Если не случится ничего экстраординарного, – все состоится. Лекции, встречи, хотя и нечасто, будут продолжаться. Для меня – это форма того самого социального служения. У меня есть в этом потребность, и у людей есть в этом потребность, поэтому мне важно это делать.
БЛИЦОПРОС
Василий КУЗИН:
– Про философию, игру на фортепиано и перспективы развития культуры методом блицопроса меня не надо спрашивать – при всем желании в формат не уложусь…
– Ваше главное жизненное правило?
– Стараюсь придерживаться правила античных стоиков: делай то, что ты должен делать и то, что ты считаешь правильным, а остальное – будь как будет. В работе – то же: я делаю то, что считаю правильным, нужным, полезным. Хотя, понимаю, результат зависит не только от меня, но и от людей, меня окружающих.
– Любимая музыка?
– Это тоже не блиц, но попробую. Люблю и очень часто слушаю народную музыку. Не только русскую. Совершенно удивительны, например, корейские песни, а еще – монгольские протяжные песни, которые разрывают сердце на части, приводя слушателя в состояние прямо-таки экстатическое. Очень часто слушаю оперную музыку, по большей части не отдельные произведения, а любимых певцов. Сейчас на первом месте в моем списке стоят Франко Корелли и Мирелла Френи (правда список время от времени меняется).
Из композиторов люблю Баха, Шумана, Шуберта. Из современных композиторов мне очень близка музыка Дмитрия Шостаковича и Альфреда Шнитке.
– Круг чтения?
– Вокруг музыки, вокруг театра. На протяжении нескольких лет увлечен теориями (и практиками) актерского искусства – Станиславского, Мейерхольда, Демидова, Арто, Гротовского, Барбы. Для удовольствия перечитываю классику, в основном Чехова. Из авторов, пишущих сегодня, – случайность это или нет, – мне интересен Пелевин, и в большей мере – его первые книги.
ФАКТ
В 2012 году на территории Новосибирской области функционировало 16 театров. В течение года ими было показано 3 758 спектаклей, в том числе 47 премьер. Всего в прошлом году театры области посетили 993 тысячи человек — 101,4 % к уровню 2011 года