USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Я всегда хотел быть причастным к традиционной русской культуре»

Ирина ВАСИЛЕВСКАЯ

Профессионализм команды заключается в том, чтобы не отсекать историю и уже сложившиеся традиции, а взять все лучшее, что уже наработано, и, опираясь на это, идти дальше

Он не ищет высоких наград и званий, не стремится к громкой известности, но уже пять лет руководит известнейшим, знаковым коллективом и делает все возможное, чтобы соответствовать.

Андрей ЛИПИХИН — художественный руководитель Государственного академического Сибирского русского народного хора. Пять лет в должности. Срок небольшой, но в эту пятилетку творческий коллектив достойно представлял Новосибирскую область и в проекте «Земляки-сибиряки» в Кремлёвском дворце съездов, и в городе Сочи под эгидой Культурной олимпиады, и в Республике Киргизия в рамках Дня народного единства, и в Монголии, осуществляя художественное сопровождение правительственной делегации Новосибирской области.

Как художественный руководитель заслуженного коллектива, Андрей Липихин осуществил постановку нескольких концертных программ, опираясь на лучшие художественные образцы Сибирского хора и удачно совместив эстетические и профессиональные приоритеты.

Если говорить о Липихине как о профессионале, то процесс своей творческой деятельности он выстраивает в строгом соответствии с концепцией русского традиционного хорового искусства — единство песни, музыки и танца, формируя репертуарную политику с глубоким пониманием влияния российской традиционной культуры на формирование сибирского традиционного искусства.

Чем обусловлен интерес к такому искусству?

«Впервые с народным искусством, по большому счету, столкнулся в 18 лет, — рассказывает о себе Андрей Липихин. — Поступил на оркестровое отделение Новосибирского колледжа культуры, можно сказать, неосознанно, только для того, чтобы получить специальное образование. А вот когда поступал в институт в Москве, то предпочтение уже отдал отделению народного хора. И именно здесь понял, насколько мне это интересно и насколько я готов связать свою жизнь, свою профессию с традиционным искусством. Во время учебы не только постигал азы и тонкости непосредственно своей профессии, но и ощущал потребность окунуться с головой в это творчество, быть причастным к тому, что сейчас называется традиционной русской культурой. Для нас, студентов творческого вуза, например, было обязательным посещение спектаклей, выставок и музеев, концертов и, конечно же, всевозможных творческих акций с участием фольклорных аутентичных коллективов. Мы с жадностью впитывали в себя всю информацию, ловили все нотки, переливы голосов и мелодии. А потом пытались сами воспроизвести то, что услышали. Кстати сказать, свое исполнительское мастерство оттачивали совершенно в неожиданных местах — то спускаясь на эскалаторе в метро, то под сводами Каменного моста у Театра эстрады, где была отличная акустика, которая давала возможность услышать себя как бы со стороны.

Учась в институте, ездил в Новосибирскую область в фольклорные экспедиции. Регион молодой, к тому времени здесь, по большому счету, не было веками сложившихся традиций. В нашем вузе материал из Новосибирской области практически отсутствовал, не считая нескольких записей В.Г. Захарченко и В.М. Щурова. Студентов сюда кидали как первопроходцев.

Впечатление произвели песни, записанные в Новосибирской области, из числа тех, которые были нам уже знакомы ранее как материал юга и средней полосы России. Они звучали по-особому, совершенно отличаясь от ранее слышанного необычной вариативностью и мощной энергетикой. Самобытность сибирской культуры, «завязанная» на взаимопроникновении традиций регионов России, стала для нас очевидной.

Приглашение в Сибирский хор оказалось неожиданным. Признаюсь — было страшно. С одной стороны, творческий кризис, который пережил коллектив, с другой стороны, богатейшая история, великие имена, любовь зрителей и высокий уровень ответственности. Нужно сказать, что на принятие положительного решения повлияла беседа с директором Сибирского хора, заслуженным работником культуры России Екатериной Ковалёвой. Именно она остановилась на моей кандидатуре.

Ковалёва была так убедительна, рисуя картины будущего, что я, как художник, не устоял перед творческими перспективами. Мудрость руководителя концертной организации заключается в том, чтобы сформировать творческую и управленческую команду. Усилиями Ковалёвой команда была сформирована. А вот профессионализм всей команды заключается в том, чтобы не отсекать историю и уже сложившиеся традиции, а взять все лучшее, что уже наработано, и, опираясь на это, идти дальше».

Сегодняшний успех Сибирского хора держится как раз на том, что художественное руководство бесконечно обращается к тем людям, которые были до него, и благодарно им за то, что почти 70 лет они вели хор. В репертуаре Сибирского хора представлены работы всех руководителей, хормейстеров, балетмейстеров, которые когда-либо здесь работали.

Вот и Липихин в работе с коллективом, опираясь на наработки своих предшественников, идет в ногу со временем, внедряя инновационные методики работы с хором. Тут хочется задаться естественным вопросом: какие же инновации можно привнести в коллектив, который занят народным искусством? Как оказалось — можно. «Инновация присутствует в универсальности артиста и тесно связана с творческой концепцией — единство песни, музыки и танца, — говорит худрук. — Наш репетиционный процесс выстроен так, что артисты хора несколько часов в неделю занимаются хореографией у балетного станка, а артисты балета тем временем работают с хормейстером. У артистов всех подразделений в репетиционном процессе присутствуют такие обязательные дисциплины, как актерское мастерство и сценическое движение. Большое внимание мы уделяем работе над образом и режиссуре как отдельных художественных номеров, так и концертных программ в целом. Мы стремимся создавать концертные программы в форме репертуарного спектакля, когда каждая программа имеет свои декорации, костюмы и репертуар, и ни одна составная в другой концертной программе не повторяется. Да, это непросто. Но это наш выбор, наш почерк».

Вот так, используя навыки своего мастерства, общей сценической культуры, природное дарование и творческий потенциал артистов, Андрей Липихин готовит концертные программы. А результатом такой совместной деятельности становятся выступления Сибирского хора, которые, как правило, проходят при полных залах и которые по своей подаче не похожи одно на другое. Вот и в новом сезоне у коллектива новые планы и проекты. И их реализация — это уровень ответственности художественного руководителя Государственного академического Сибирского русского народного хора. Уровень ответственности перед историей, перед коллективом, уровень ответственности перед зрителем и перед русским традиционным искусством.

ЦИФРА
Миссионерский поезд «За духовное возрождение России» в ноябре посетит 14 районов Новосибирской области. В рамках рейда, который пройдет с 13 по 22 ноября при поддержке регионального правительства, жители отдаленных населенных пунктов смогут получить медицинскую, социальную и духовную помощь