Щит для детства
Все дети должны иметь открытый и свободный доступ к получению образования
Омбудсмен по правам ребенка, который появится в нашем регионе в следующем году, должен разделить полномочия по защите интересов детства с общественниками. Это поможет своевременно выявлять и устранять законодательные бреши в сфере отстаивания прав юных граждан, уверены специалисты.
Региональный законопроект об уполномоченном по правам ребенка готовился едва ли не одновременно с двумя другими подобными нормативно-правовыми актами — о защитниках прав человека и прав предпринимателей. Но документ о детском омбудсмене выверялся с особой тщательностью, ведь речь в нем — о надзоре за правами по сути самых уязвимых граждан нашей страны. Неслучайно параллельно готовились сразу несколько вариантов регионального закона. Недавно депутаты профильного комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике одобрили вынесение на рассмотрение в первом чтении наиболее оптимального документа.
В цепи проблем
Поводы для защиты прав детей, особенно волею судьбы оставшихся одинокими в этом мире, к сожалению, до сих пор возникают повсеместно. И зачастую дело касается даже не вопиющих примеров жестокости по отношению к детям, а многих весьма обыденных и, казалось бы, абсолютно доступных и совершенно необходимых вещей. Таких, к примеру, как получение образования. Для детей-сирот в этой сфере сегодня наберется целый «букет» проблем, который отнюдь не радует своим «цветением» специалистов, работающих с этой категорией юных граждан.
Как пояснила нам директор детского дома № 11 Новосибирска Татьяна Сальникова, по факту выпускники детдомов не имеют возможности получать высшее образование. Для многих из этих ребят и школьная-то программа сложновата — без постоянного родительского надзора и непрерывных кропотливых вложений в развивающуюся личность большинству учеников за партой не усидеть. А кому-то асоциальные родители и вовсе не предоставили возможности учиться.
По словам Татьяны Сальниковой, многие вновь поступающие к ним в детский дом 14 — 16-летние подростки приходят с далеко не завершенным школьным маршрутом, едва насчитывающим 5 — 6 классов образования. Так что приходится констатировать: без особого счастливого случая в большую науку, да и просто к высшему образованию одиноким детям в большинстве случаев путь заказан. В основном они поступают в колледжи и училища. Но и на этом пути к профессии возникают сложности.
— По законодательству ни одно училище не примет ребенка без незаконченного среднего образования — без девяти классов. В итоге мы не можем определить многих детей на профессиональное обучение. Считаю, для них должны организовываться специальные ускоренные курсы на базе вечерних школ, тех же училищ. Кроме того, многие училища не имеют общежитий, а дети из детских домов могут поступить только туда, где общежития есть, потому что они находятся на гособеспечении. Да и в целом круг образовательных учреждений, в которые могли бы попасть дети-сироты, сужается. К примеру, хотят наши девочки стать парикмахерами, а обучение этой профессии только платное. А у тех, кто все же куда-то поступает, далее по цепочке возникают проблемы прохождения практики, трудоустройства. В решении всех этих вопросов в части подготовки законодательной базы мог бы помочь уполномоченный по правам, — рассуждает Татьяна Сальникова.
Омбудсменом, по мнению директора детского дома, должен стать кто-то из представителей органов опеки, потому что у этих специалистов шире спектр решения задач, в том числе юридических, они работают и с опекаемыми детьми, и с усыновителями, и с приемными семьями.
Председатель комитета Заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике Вениамин Пак пояснил: кто конкретно может быть представлен на должность уполномоченного по правам ребенка, четкого понимания пока нет.
На раздаче полномочий?
И хотя до рассмотрения конкретных кандидатур еще далеко, у специалистов, работающих с детьми и семьями Новосибирской области, уже сегодня есть представление, как и чем именно должен заниматься новый уполномоченный, чтобы его работа была действительно полезной.
Председатель Новосибирской областной общественной организации многодетных семей «Надежда» Любовь Маленко уверена: о любых действиях в пользу детей сложно говорить, что они не нужны или излишни. Главное — грамотно поставить работу нового института.
— Определенные полномочия по защите прав детей можно было бы отдать на аутсорсинг некоммерческому сектору, который уже давно специализируется на тех или иных направлениях. К примеру, у нас в регионе более 15 лет в сфере защиты прав детей работает некоммерческая организация «Семья и дети», есть многие другие общественные организации. Аутсорсинг помог бы делегировать сразу целый ряд полномочий нескольким профессиональным общественным организациям. Ведь работа с ребенком не ограничивается только им самим, тут дело касается родителей или родственников, особенно если это асоциальные семьи. С ними должны заниматься опытные специалисты. Конечно, в идеале хорошо бы иметь одного человека, который бы администрировал «раздачу» этих полномочий. Этот специалист должен грамотно подходить к работе общественных организаций и быть глубоко заинтересованным в своем деле. Думаю, было бы очень удобно, если б у кандидата на должность уполномоченного по правам ребенка был не только опыт в этой сфере, но и штат не менее подготовленных единомышленников, — рассуждает Любовь Маленко.
СПРАВКА
На должность уполномоченного по правам ребенка может быть назначен гражданин РФ не моложе 35 и не старше 70 лет, постоянно проживающий на территории Новосибирской области, имеющий высшее профессиональное образование, знания и опыт в защите прав ребенка, обладающий общественным авторитетом. К числу основных задач деятельности уполномоченного по правам ребенка относится обеспечение гарантий защиты прав ребенка, содействие в восстановлении нарушенных прав, содействие совершенствованию законодательства в сфере защиты прав ребенка, участие в соответствующем межрегиональном сотрудничестве. Кандидатура уполномоченного выбирается на конкурсной основе. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Законодательным собранием Новосибирской области, срок полномочий — 5 лет. Предложения в Законодательное собрание о кандидате вправе вносить губернатор Новосибирской области, депутаты Заксобрания, депутатские объединения в Заксобрании, члены общественной палаты. Предполагается, что действовать закон начнет с 1 января 2014 года.