Душа обязана трудиться
Существует мнение, что истинные традиционные духовные ценности и ориентиры в современном российском обществе утеряны. Так ли это?
Рассуждениям и дискуссиям на тему о девальвации духовных ценностей в современном российском обществе несть числа. Основной их посыл — нам выпало жить в слишком переменчивое время, когда душа человека явно не поспевает за «машинизацией» жизни и технологическим бумом, а нравственность теряет ориентиры в обществе, где потребление возведено в культ. Но так ли это? Если да, то в какой мере и каковы прогнозы и тенденции? В этом попытался разобраться наш обозреватель.
Зависимость от маятника
Недавно на телевстрече со зрителями драматург и режиссер Иван Вырыпаев зачитал нечто вроде манифеста потребителя: «Я хочу это, я хочу вот это и я хочу вон то!..» с короткой авторской ремаркой, отстраняющей самого Вырыпаева от этой всеобщей, «жевательной» в широком смысле напасти. Я в очередной раз задумалась: может, фетиш потребительства творим мы сами такими вот акциями, в то время как мир вокруг нас развивается так, как и должен развиваться? То есть пережили мы в 90-х в очередной раз эпоху разрушения (совсем не до основания), и маятник, пролетев низшую точку, совсем скоро начнет или уже начал набирать высоту?
Одно дело послереволюционные 20-е годы прошлого столетия: тогда крови пролили столько, что в ней, по свидетельству сибирского писателя Зазубрина, захлебнулось целое поколение великой страны. Все преграды — от свободной культуры до свободного секса, действительно, были разрушены напрочь. Можем ли мы сравнивать смерч той эпохи с нынешним днем, хоть и по-новому трудным, но все-таки не столь радикально всесокрушающим?
Понятно, что в этой зыбкой позиции «маятника» общественному сознанию действительно хочется опереться на что-нибудь надежное, бесспорно прочное, к примеру, на сформулированную власть предержащими национальную идею или что-нибудь подобное. В пылу дискуссий даже вспоминают «Моральный кодекс строителя коммунизма». Потому что иногда нам начинает казаться, что все надежное и прочное было в недавнем прошлом. Когда не только колбаска по 2,20 и хлеб по 24, но и искусство было с настоящими идеалами, и общество знало, к чему стремиться, хотя и смутно догадывалось, что зовут его в несбыточное…
О свежем ветре
Но лично мне совсем не хочется вздыхать о прошлом, жалеть нынешнее поколение молодых, перебирать в памяти бесконечно дорогие бусины накопленных впечатлений… Потому что вспоминается разное: например, полупустые залы наших театров в начале 80-х. К примеру, оперные спектакли: порой было страшно оглядываться, сидя в партере, на красивейший и на три четверти пустой амфитеатр…
Застой душил не только лучший музыкальный театр Зауралья, от отсутствия свежего ветра при всех успехах и достижениях — а их, кто станет отрицать, было много! — стенали все художники.
А потом что-то стало меняться. Начались хоть и неоднозначные, но реформы, оживала театральная жизнь, мы открыли для себя как бы заново русскую литературу, исчез (вот диво!) книжный дефицит, и в наших тесных квартирах мы стали освобождать полки от много чего прежнего, что считалось и почиталось за нечто настоящее и приличное. Кое-кто, по-моему, даже с этой очисткой полок переборщил… Не только у лучших архитекторов появились интересные авторские заказы. Становилась богаче выставочная жизнь у художников. И уж совсем по-столичному в Новосибирске начали снимать художественное кино, вначале очень слабое, не дотягивающее в профессионализме до «Новосибирсктелефильма», но лиха беда начало… Сейчас в этой сфере другие проблемы, но уверена: наш город станет не только театральной — киностолицей…
Памятник нерукотворный
Это, конечно, смешно, но даже стремление некоторых нынешних богачей с помощью профессионалов «создать» нечто «свое»: от жизнеописания себя любимого до издания сборников собственных виршей и песен — тоже, на мой взгляд, не совсем плохо: подрастут — поумнеют, поймут, что гробница Медичи так называется только потому, что на их деньги построена, а вообще-то она гробница Микеланджело…
Совсем недавно нам стал доступен мир — за-рубежье. Можно сказать, иной мир, потому что мы жили и живем все-таки в некоем одном, хоть и великом измерении под названием Россия. Всего за несколько лет (увы, во многом благодаря нефтедолларам) мы сделали стремительный скачок от всеобщего дефицита к такому разнообразию прилавков, которого не знал наш народ никогда. Да, мы по-прежнему в большинстве своем не богачи, но это все-таки другая нищета, которая оставляет нам свободу выбора: от партии до места жительства, от фильма в стиле ностальжи по телевизору до изысканного арт-хауса.
Но главное — мы уже немножко наелись: в прямом физическом и переносном смыслах слова. Старые холодильники и мебель давно отвезли на наши скромные дачи, некоторые мечтают даже похудеть, и нам больше очень не хочется каких-либо радикальных перемен, хотя кое-где они необходимы.
Есть все признаки насыщения и зрелищами. Наш вкус становится изощреннее, нам противны бесконечные глумливые шоу, думаю, недалек тот день, когда мы будем смеяться над собственной наивной верой телевидению вообще, всяким там МММ и экстрасенсам, равно как и особо словоохотливым политикам. Мы становимся наконец взрослее, а зрелому возрасту пристало позаботиться о душе.
И вот, глядишь, в нас что-то созреет окончательно, мы переворошим залежи старых книг, которые не успели еще поменять на детективы, и найдем заветный сборничек Николая Заболоцкого за 64 копейки:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
…Коль дать ей вздумаешь
поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой
по-человечьи
Училась заново она...
Опора — надежная
Нам есть на что опереться. Не говоря о традиционных православных духовных ценностях — это отдельный большой разговор. У нас есть великая литература, подлинно гуманистическая — от Ушинского до Амонашвили и далее — педагогическая наука. Не иссякали ни на день источники народных талантов, бьющие из глубины-глубинки в самые смутные времена животворным источником.
Мы еще не решили для себя многого, и порой новоприобретенное «каждый за себя» упорно сопротивляется не ностальгическому, а нормальному человеческому «один — за всех, все — за одного». Но, как утверждают социологи, мы внутри России все чаще начинаем находить общие точки опоры и общие ценности. Маленький пример: по данным ВЦИОМ, все больше россиян поддерживают учреждение в России награды «Герой труда» — с 67 процентов в сентябре 2012 года до 81 — в апреле 2013 года. То есть не сомнительные, а зачастую и постыдные рейтинги Forbes, но труд как мерило личностной и гражданской состоятельности большинство из нас готово признать сегодня одной из основополагающих жизненных и общественных ценностей. И это, как говорится, прибавляет оптимизма.
В азарте кройки-перестройки
Владимир БЕРЯЗЕВ, главный редактор журнала «Сибирские огни»:
— Суть многих наших сегодняшних проблем, видимо, в том, что при переходе от советской империи к современной России нами в состоянии эйфории или азарте перестройки, переделки всего и вся были потеряны некие важные ориентиры.
Мы забыли, что в России, когда мы рОстим, как говорила моя мама, детей и внуков, главное — воспитание. И в советской системе это было: мы изначально во главу угла ставили не образование, а именно воспитание. Ставили задачу воспитать человека — духовную силу и стойкость, противостоящую всем неправдам и кривдам, верность Отечеству, Родине, родителям, друзьям и так далее.
Были какие-то незыблемые принципы и ценности, на которые опиралась и наша система образования. Сегодня принципы воспитания Ушинского забыты, можно сказать, вычищены из сознания современных деятелей и руководителей всех уровней. Они мало о чем всерьез задумываются в этой, не приносящей быстро-срочно прибыли сфере.
Недавно в Москве состоялось совещание, посвященное грядущему Году культуры в России. Главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков обратился к главе Совета Федерации Валентине Матвиенко: знает ли она, что уже более двадцати лет комитет по печати относится к ведомству связи, а не к Министерству культуры? Валентина Ивановна удивилась, она не знала. Ведь связь культуры и периодики очевидна. И было бы не просто логично, а жизненно необходимо по всем параметрам их объединить: мы несем свое слово читателю, апеллируем в своих писательских высказываниях, будь то эссе, статья, проза или стихи, к его душе и разуму. То есть мы не просто осуществляем коммуникативные функции по отношению к населению, а стремимся к иному и гораздо большему. Та же проблема сегодня у нашего старейшего литературно-художественного и общественно-публицистического журнала «Сибирские огни». Но нас не разумеют. Что говорит об вымывании некоторых базовых для отечественной культуры и духовного бытования народа ценностей из некоторых руководящих голов.
Опасная грань
Людмила МОНАХОВА, директор фонда «Родное слово», член Общественной палаты Новосибирской области:
— Мне кажется, что мы, к сожалению, утрачиваем наши духовные ценности. Потому что относимся к их сохранению, как и сохранению культурных традиций, недопустимо небрежно. Казалось бы, все должно быть наоборот: сегодня многие наши соотечественники побывали за рубежом и не могли не заметить, как в других странах серьезно относятся к тому, что должно хранить как духовную основу нации. Например, во Франции даже в Лувре и музее Орсе нет ни одной надписи по-английски, хотя там хранятся произведения искусства со всего мира. В Париже не увидишь рекламы на английском. На государственном уровне создан экспертный совет из ведущих лингвистов, которые внимательно следят за проникновением в родной язык иностранных заимствований. Если есть возможность чужеродного избежать, они рекомендуют тот или иной французский синоним.
Мы к своему языку, а он, безусловно, является одной из базовых духовных ценностей, относимся как моты. И прежде всего в самом изначальном признаке уважения к нему безграмотность наших граждан удручает. Вот пример: я член экспертного совета конкурса мэрии по присвоению имени третьему мосту через Обь. Резонанс большой, предложений приходит много. Но зачастую письма новосибирцев с обоснованием того или иного названия полны ошибок и орфографических, и пунктуационных! Вы не представляете, сколько вариантов неправильного написания слова «большевистский» встречается в этих письмах.
И совсем уж беда: в городе появились рекламные щиты телеканала «Пятница!», где с вопиющей ошибкой перечисляются глаголы, оканчивающиеся на -тся! Они на этих огромных билбордах пишутся через -цца. Даже в учебниках никогда не указывают вариант неправильного написания слов, это строго запрещено — зрительная память впечатывает его в мозг школьника мгновенно. И это не единственный пример, когда во имя выгоды, я считаю, совершается преступление в духовной сфере.
Народным талантам жить!
Людмила ЖИГАНОВА, директор Новосибирского государственного областного Дома народного творчества:
— Мне представляется, что наша сфера деятельности — помощь народному творчеству — не подпадает ни под какие колебания, взлеты и падения творческой активности людей вообще. Наши подопечные, если так можно сказать, вне сиюминутных общественно-политических забот, и возьму на себя смелость утверждать, что нередко даже базовые, материальные трудности мало сказываются на народном творчестве. К примеру, старшее поколение людей хорошо помнит, что хорошая песня рождалась порой в тяжелейших условиях бытия, между заводскими сменами, сельхозработами и тому подобным.
Наша, работников культуры, скромная задача — талантливому народу создавать условия для реализации таланта, помочь донести результаты творческой деятельности: песню, танец, картину и так далее — до тех, кто сам не в состоянии создать произведение искусства, но душа его к нему всегда устремлена, а таких людей, к счастью, во все времена абсолютное большинство. Отсюда и выставки самодеятельного творчества, которые всегда проходят с неизменным успехом (кстати, мы вчера открыли подобную в Художественном музее), и концерты самодеятельных артистов (не отсюда ли необыкновенная популярность телепередач типа «Минута славы»?), и плоды «ручного творчества» — рукоделие, керамика, шитье и тому подобное.
Здесь нет и намека на какое-либо духовное увядание, к чему располагает иногда нелегкий день сегодняшний. Кстати, на Валдае Президент РФ недавно заявил, что один из путей выхода из духовного кризиса — это развитие подлинно народной культуры. В сентябре мы начали очередной фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Победы. Уверена, что он станет еще одной яркой страницей в духовной жизни жителей нашей области.
Народных талантов не счесть. Но есть одна особенность: их не пересчитаешь, работу их не спланируешь, так что остается разумно и гибко строить свою работу, чтобы не упустить народные таланты, да и вообще способствовать открытию гениев из народа. Взять ту же школу «Лад», которая хорошо известна именно тем, что протягивает вовремя руку помощи ребятишкам из глубинки. К счастью, государство и власть — от федеральной до местной — хорошо понимают значение народного творчества и по мере сил способствуют его развитию. Поэтому когда сегодня кто-то говорит о некоем духовном кризисе, я бы посоветовала тому почаще общаться именно с народом — там и только там, в народной глубине и глубинке, корни настоящего оптимизма. Как говорят, живы будем — не помрем!
Надо быть оптимистами
Марина ДАНИЛКОВА, доцент кафедры философии НГТУ, кандидат философских наук:
— Возможно ли духовное возрождение российского общества? Если мы отвечаем отрицательно, то тем самым подписываем себе приговор, согласно которому будущего у России нет. Следовательно, его лишены наши дети, внуки и так далее. Таким образом, картина вырисовывается достаточно мрачная. Однако не будем столь пессимистичны: Россия — великая держава. То, что она сегодня переживает не самый благополучный период своей истории, — это ясно. Как в сложившейся ситуации найти выход и возможен ли он вообще — вот главный вопрос. Ответ: выход возможен. И следующий вопрос: о нашей способности сохранить Россию при выходе из кризиса как целостное государство, сохранить русские традиции, русскую культуру, русскую самобытность, наконец.
Устойчивость любой социальной системы определяется наличием ценностной основы. Разрушение ее неминуемо ведет к стагнации общества. Трагизм сегодняшнего дня — в распаде прежней системы ценностей, отсутствии новой и, как результат, распаде личности самого человека. Человек-потребитель, а не созидатель — такова реальность современного российского общества. В сложившихся условиях кардинальной переоценки ценностей формирование новых ценностных стандартов не может осуществляться без опоры на духовность как глубинную составляющую внутреннего мира человека.
Духовное обновление российского общества необходимо строить, прежде всего, на идее гуманизации связей человека и общества, становлении нового ценностного мышления, преобразовании социальных отношений по созданию утраченных духовных ценностей. И, на мой взгляд, ключевая роль в этом процессе принадлежит системе образования, формирующей молодого человека как личность, наращивающей его духовный потенциал.
ТОЧКИ ОТСЧЁТА
Некоторые ориентиры культурной политики Новосибирской области
В области завершено исполнение двух областных целевых программ «Библиотеки Новосибирской области» и «Культура в сельской местности Новосибирской области на 2004 — 2011 годы». За счет указанных средств сельские учреждения культуры приобрели более 8 тыс. единиц комплектов различного оборудования и музыкальных инструментов, книжные фонды увеличились более чем на 300 тыс. экземпляров.
Долгосрочная целевая программа «Культура Новосибирской области на 2012 — 2016 годы» буквально реанимировала некоторые сферы культурной жизни региона: построены и отремонтированы дома культуры и клубы, обновлены библиотечные и музейные фонды, закуплены новые музыкальные инструменты для детских школ искусств, профессиональных и любительских коллективов. В районах области появились уникальные творческие проекты, отражающие своеобразие территории, на которой они реализуются.
Традиционно в области проводятся Международный фестиваль национальных культур, Международный фестиваль дружбы тюркских народов, региональный фестиваль немецкой культуры, областные национальные праздники и мероприятия, направленные на популяризацию традиционной народной культуры.
***
В долгосрочной целевой программе «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013 — 2017 годы» большое внимание уделено молодым талантам сферы культуры, повышению профессионального мастерства педагогов, работающих с особо одаренными детьми, а также в 2013 — 2014 годах предусмотрено создание регионального ресурсного центра развития и поддержки молодых талантов в сфере культуры на базе Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.