Как привлечь молодых специалистов на село?
Проблема нехватки специалистов аграрной сферы требует вмешательства региональных и федеральных законодателей
Аграрии бьют тревогу: лишь у трети специалистов в отрасли есть высшее профильное образование, пятая часть занятых в АПК и вовсе на руках имеет только школьный аттестат. Проблемы подготовки и трудоустройства сельскохозяйственных специалистов обсудили депутаты комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Законодательного собрания области на выездном заседании в отраслевом вузе.
Казалось бы, что нам говорить о нехватке специалистов на селе: в областном центре неустанно кует кадры Новосибирский государственный аграрный университет (НГАУ).
Действительно, у вуза славная, более чем 75-летняя история. За это время здесь подготовлены свыше 50 000 специалистов. В 2011 — 2012 годах в НГАУ обучались порядка 11 000 студентов. И все-таки лишь горстка выпускников выбирает местом жительства и работы деревню. Так в какой песок, словно вода, бесследно просачиваются свежеиспеченные специалисты- аграрии?
— Показатель трудоустройства выпускников приобретает тревожный характер, с этим надо что-то делать, — считает ректор НГАУ Александр Денисов.
Кто поедет?
Причин того, что вчерашние студенты не едут в село, много. Оплата труда сельских жителей пока еще в два раза ниже среднего уровня заработной платы горожан. Меняется облик сел, но социально-культурные объекты, бытовые условия, состояние дорог значительно уступают городским.
Есть и другие факторы. За последние десять лет количество студентов-бюджетников уменьшилось, особенно среди заочников. Если сравнивать 2003 и 2012 годы, то уменьшение произошло в 1,9 раза. Федеральные власти почему-то стали выделять меньше бюджетных мест для заочного образования.
Стабильно уменьшается и число студентов-очников по целевой контрактной подготовке — с 1 602 в 2003 году до 1 092 в 2012 году. А значит, сокращается возможность целевым образом пополнять конкретные хозяйства молодыми специалистами.
Возвращенные контракты
О студентах-контрактниках разговор особый. Далеко не каждый молодой человек или девушка, воспользовавшиеся бюджетными средствами на обучение в НГАУ, с пониманием дела спешат занять свои рабочие места в поле, на ферме и других сельских объектах.
— По трудоустройству выпускников из числа студентов-контрактников наша область выглядит неплохо, но мы не совсем довольны результатом, — рассказывает министр сельского хозяйства области Георгий Иващенко. — Подключаем прокуратуру для того, чтобы выпускники-контрактники, не явившиеся к предполагаемому месту работы, возвращали государству средства, потраченные на их учебу. Взыскано огромное количество средств. К сожалению, есть даже такие случаи, когда выпускник-контрактник оканчивает вуз, приходит и просит выставить ему счет для того, чтобы он мог вернуть государственные средства и не ехать к месту работы. Возможно, требуется что-то менять в законодательной базе, выступать с законодательной инициативой, чтобы подготовка контрактников для сельхозпредприятий была более эффективной.
Проблемы без преувеличения острые. Оставляет желать лучшего уровень образования агропромышленных руководителей и специалистов. По состоянию на 2011 год, 33 процента сотрудников в этой сфере имеют высшее образование, 46 процентов — среднеспециальное, у 21 процента за плечами лишь обучение в средней школе. Резервы повышения квалификации, как видим, велики.
Статистика лукавит?
Ежегодные вакансии по специальностям в сельской местности области составляют 420 — 450 человек. В разных районах ситуация неоднородная. Относительно благополучно обстоят дела в Коченёвском, Новосибирском, Ордынском, Черепановском, Краснозёрском районах (от трех до десяти вакансий). Значительно хуже показатель в Куйбышевском, Сузунском, Каргатском и Чановском районах.
Правда, у главы Коченёвского района Александра Карасёва не столь радужный взгляд на статистику относительно вверенной ему территории:
— У нас в районе кадровый голод, несмотря на то что технически сельхозпредприятия переоснащаются. Вопрос требует большей глубины рассмотрения. Ежедневно из Коченёвского района в Новосибирск на работу едут пять тысяч человек. И это несмотря на то, что средняя заработная плата в нашем районе 18,5 тысячи рублей — не такая уж и плохая. Если мы не создадим условия для выпускников аграрного вуза, кадровую проблему не решим.
Кое-что о заработках
Немного о сельских заработках. Подавая заявки на выпускников в НГАУ, руководители сельхозпредприятий указывают предполагаемую заработную плату, которую молодой специалист будет получать. И что бы вы думали? 50 — 56 процентов хозяйств сулят заработную плату в пределах от 5 000 до 10 000 рублей! При таких «посулах» кто-нибудь поторопится ехать в село? Думается, вопрос этот, мягко говоря, риторический. Неслучайно кто-то из участников разговора в агарном комитете обронил:
— На село стремятся не бегом…
Правда, есть и более достойные планки сельских зарплат. В 2013 году ОАО «Кудряшовское» предложило зоотехнику, ветеринарному врачу месячный заработок в 25 000 — 40 000 рублей, ООО «Тепличный комбинат «Новосибирский» овощеводу — 15 000 — 35 000 рублей, ООО «Филипповское» экономисту — 20 000 рублей.
Если вернуться к рассуждениям о студентах-контрактниках, то интересное сообщение сделал министр образования, науки и инновационной политики области Владимир Никонов:
— Прорабатывается вопрос о том, чтобы контракт предлагать тому студенту, кто в ходе учебы хорошо показал себя, кто по окончании вуза готов поехать трудиться в конкретное хозяйство. Можно вообще отказаться от целевой контрактной подготовки как таковой, а отдать деньги по контрактам тем, кто успешно окончил вуз и едет работать в село. Мы вместе со всеми заинтересованными сторонами готовы искать способы закрепления в сельской местности специалистов-аграриев.
Зачем сыну хомут
Депутат Законодательного собрания Михаил Вересовой поднял вопрос о едва ли не сведенной на нет профориентационной работе:
— Сельские школьники должны понимать, что такое село. Увы, нет в селах ни походов на ферму, ни обучения вождению тракторов, запряганию лошадей, наконец. Я был в Германии и видел в помещении у фермера хомут, уздечку. Приходит фермерский сын из школы — видит это. У нас же — лишь бы выпихнуть ученика из школы по ее окончании. А потом такого выпускника на сельскую работу бульдозером не затолкаешь. Все — в идеологии воспитания. Свое слово должны сказать министерства области.
Идею профессиональной ориентации учащихся поддерживает министр Владимир Никонов, но уточняет:
— Хотелось бы узнать мнения представителей муниципальных районов о том, как развернуть профориентацию в сельских школах. Им на местах это гораздо виднее. Со своей стороны мы готовы поддержать эту работу, в том числе и ресурсами.
Пока горяча проблема
Обсуждать проблему подготовки и закрепления кадров сельских специалистов можно долго. В этом важном вопросе есть ниши для деятельности аграрного университета, региональных министерств сельского хозяйства, а также образования, науки и инновационной политики, областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов совместно с аграрным комитетом Законодательного собрания.
Правы те, кто считает, что настала пора создать рабочую группу для решения этих проблем. Скорее всего, понадобится вносить изменения в региональное законодательство, обращаться с законодательными инициативами в Государственную думу.