USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Глаз и глас жилищной инспекции

Валентина МАЛЬЦЕВА

В «темном туннеле» ЖКХ скоро появятся новые выходы

Спросим себя и любого из нас: стремимся ли мы управлять своими жилищными активами? Ходим ли мы на собрания жильцов, вникаем в проблемы содержания дома? Ищем ли правду в судебных и других инстанциях, если качество предоставляемых услуг ЖКХ оставляет желать лучшего?

«Боже упаси!» — вот стандартный ответ на все вопросы. Нам нужны нормальные качественные услуги, а не управление, в котором мы так толком и не разобрались.

И что же? Так и будет продолжаться: жильцы роптать на своей кухне на дороговизну услуг и недобросовестность управляющих организаций (УО), а те, в свою очередь, кивать на нашу поголовную некомпетентность?

У двенадцати нянек
Двенадцать различных ведомств в разной степени в соответствии с профилем несут ответственность за состояние жилкомхоза. Именно сюда идут с жалобами потребители его услуг. Но чиновники каждого ведомства отвечают только за свое локальное поле, а потому у просителя сразу возникает альтернатива, суть которой — «вы не туда попали». Можно пройти по всему кругу, так ничего и не добившись.

— Такая ситуация возможна потому, что нет координирующего органа, и люди порой в самом деле не знают, кто может решить их проблему, обращаются не по адресу, — так считает начальник Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) по Новосибирской области Игорь Лобарев.

Косвенно претендуя на роль координатора, он советует в любом случае на своем заявлении в инстанции ставить пометку: «копия в ГЖИ». По его словам, это достаточно действенная мера, ведомства обратят внимание на второй адрес жалобы. Ведь ГЖИ за непринятие мер может потом передать дело в прокуратуру или суд. К тому же у инспекции есть еще одно действенное оружие — гласность.

Не прошло и полгода
Игорь Лобарев возглавил ГЖИ пять месяцев назад. Этот срок не разрушил его оптимизма, несмотря на то что этой структуре, «как МВД, приходится работать только с худшими управляющими организациями». Рейтинг у них такой — внизу списка «лучшие из худших», а на вершине — рекордсмены по целому комплексу нарушений. Октябрь выдался урожайным на жалобы, по прогнозу ГЖИ, к концу месяца набежит не менее 1 700.

Это двойная «порция» в сравнении с сентябрем. Причины понятны: вроде везде подключили тепло, но на деле все по известной поговорке «под каждой крышей свои мыши», которые где-то трубы «проели», где-то «завоздушили», а где и просто перекрыли из-за неготовности дома.

Дополнительная «дубина»?
Председатель общественного совета по контролю жилищно-коммунальной сферы при ГЖИ Валентин Левин разделяет оптимизм Лобарева и заявляет цель своей общественной структуры: чтобы жильцы были довольны услугами, бизнес — прибылью, а власть — властью. Триединая мечта может стать былью. Для этого есть несколько проектов. Самый первый и уже реализуемый — создание института общественных инспекторов. 200 человек выразили готовность взять на себя эти обязанности. Прогноз — энтузиастов будет не менее 2 000. Это не дополнительная «дубина», по словам Левина, цель масштабнее — изменить положение в сфере ЖКХ.

Компетенции добровольцев могут быть весьма обширными: неостывающих проблем достаточно, чтобы развернуться. А двигатель — только энтузиазм? «Если человек видит результат своих усилий, это уже достаточная плата», — говорит Левин. И считает, что их координирующая роль будет самой важной.

В сферу ответственности общественных инспекторов попадет контроль за исполнением предписаний, выданных УО. Они отследят правильность начисления коммунальных платежей и разъяснят людям, за что конкретно те платят указанные в квитанциях суммы и чего вправе требовать от коммунальщиков в случае возникновения спорной ситуации.

Поиск по вертикали
Пока поиски выхода их тупиков ЖКХ идут по горизонтали: переходы в другие УО. А если по вертикали?

Народные инспекторы сформируют из своих рядов несколько «групп по интересам»: в частности, по защите прав потребителей, по разработке стандартов проживания на территории, по подготовке законодательных инициатив… Кстати, о них: Валентин Левин считает, что в управлении жилфондом не хватает профессионалов, и видит перспективу в подготовке законопроекта о четвертой форме управления — доверительном (ДУ). Напомним, сейчас форм три: УО, ТСЖ или непосредственное управление, при котором жильцы сами ведут дела дома. Доверительное пока регулируется только Гражданским кодексом. Суть такого управления состоит в том, что одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительный управляющий) на определенный срок имущество в управление. Это содержание и обслуживание всех коммуникаций, взаимоотношения с поставщиками коммунальных услуг, охрана, поддержание чистоты… Впрочем, так называемые стандарты комфортного проживания пока адресованы предприятиям, а должны стать предметом договоров для УО. Возможно, с ДУ так и будет.

Еще с одной вертикалью — технологической — связывает надежды на изменения в ЖКХ Игорь Лобарев.

АСКУПЭ — автоматизированная система коммерческого учета потребления теплоэнергоресурсов — полностью исключает человеческий фактор. Она в состоянии не просто снять данные с узлов учета, но и обработать их и передать в расчетный модуль для проведения начислений за потребленные ресурсы. Скачки напряжения, предаварийные ситуации — все это будет зафиксировано и профилактировано.

На вопрос о перспективах внедрения автоматики ответил заместителя генерального директора ООО «Стимул» Денис Додонов:
— Мы представляем данный программный продукт на территории области, недавно выиграли тендер на установку оборудования на 240 объектах регионального минздрава. Есть пока единичные прецеденты в жилищной сфере, в основном оснащаются жители новых домов. Расчетная экономия по платежам за теплоэлектроэнергию — около 30 процентов.

А главное — никаких ошибок в расчетах и начислениях. Все прозрачно, с автоматикой не забалуешь.

Более того, система способна учитывать зависимость подаваемого теплоносителя от среднесуточной температуры наружного воздуха.