«Случайных людей среди нас не осталось»
Учительница математики о любви к знаниям и современных детях
День учителя — для кого этот праздник? Самый неожиданный ответ на этот вопрос нашелся в разговоре с Татьяной Шишлянниковой, учителем математики муниципального автономного общеобразовательного учреждения Новосибирска «Лицей № 9». На ее счету — подготовка множества медалистов и победителей олимпиад. Татьяна Орестовна вошла в список ста лучших учителей Новосибирской области в 2013 году.
Праздник для всех, у кого были учителя
— Мои учителя сделали меня такой, какая я есть, пусть я и не помню фамилий многих из них, — говорит она. — В то время их окружал некий ореол, из-за него я не могла к ним приблизиться. Теперь я сама учительница и понимаю, что в свое время недодала своим учителям как ученица. Я возвращаюсь в свое детство и говорю им спасибо.
Удивительно, но я не смогла однозначно определить возраст моей собеседницы — в противоречие вступали живая мимика, порывистые движения молодой темноволосой женщины, ее двадцатилетний опыт работы и слова об учителях ее поколения.
— Если педагогу хватает ума, внимания и такта понять, что дети изменились, — значит, все получится. Это нормально, эти дети — другие. Их нельзя учить по тем шаблонам, которые были в наше время. Родители порой этого не понимают: мол, нас же учили и мы с вами выросли нормальные, а почему они тогда не могут? Потому, что они — другое поколение. И очень интересное.
Про теорему Безу и поисковик
На мой вопрос: «В чем же отличия между нашими поколениями?» — Татьяна Шишлянникова рассказывает историю, как в восьмом классе в конце урока она задала уравнение на дом.
— Сказала, что решать его надо по теореме Безу. Через три минуты после звонка на перемену ко мне подошел ребенок и показал листок с правильным решением. Я удивляюсь: «Как ты узнал?» Отвечает, что ввел в поисковике «теорема Безу»… Понимаете, я в его возрасте пошла бы в библиотеку. Где искать эту теорему? В каком разделе каталога? Кто знает, решила бы я это уравнение или нет...
«Пожалуй, решила бы», — думаю я. Среди 15 детей из ее специализированного класса на экзаменах все получили пятерки. По итогам ЕГЭ среди этих пятнадцати — три «стобалльника». Татьяна Шишлянникова честно признает, что это удовлетворило ее профессиональную гордость.
— Но главное, чего я добивалась, — это то, что после экзамена они бежали ко мне и говорили: «Татьяна Орестовна, все было так просто...»
Одаренность и любовь
Она рассказывает про детей, влюбленных в математику, и невольно возникает вопрос: откуда они, эти школьники?
— В области действуют программы для развития одаренных детей, такие как проекты развития сети специализированных классов естественного и математического направлений. В нашем лицее открыто семь таких классов. Мы можем отбирать в них детей с помощью системы тестов, портфолио.
Тема портфолио до сих пор обсуждается в родительской среде — насколько оно реально значимо? У Татьяны Орестовны профессиональный взгляд:
— Ребенок выходит за границы оценочных систем: «по русскому языку у тебя четыре, по математике — пять…». Он многогранно развивается, и это можно отразить в портфолио — участие в творческих конкурсах, грамоты за занятие карате, например. Грамотный педагог с помощью портфолио может помочь ребенку осмыслить себя. Для этого ведутся беседы, работают психологи. В некоторых школах уже есть тьюторы.
— Это тот, кого во взрослой жизни называют коуч — человек, который помогает достигать целей?
— Да, это индивидуальные занятия с ребенком. Ставь перед собой задачу, решай ее. Учебные стандарты второго поколения предполагают такие занятия, именно для этого и нужны эти десять часов внеурочной деятельности — чтобы ребенок мог найти свое.
Можно долго спорить на тему, рождаются дети с любовью к обучению или этот вкус прививается. По мнению Шишлянниковой, многое зависит от учителя.
— Если интересен учитель — будет интересен предмет. Для этого я должна быть интересна самой себе, людям, а иначе что я за личность. Вот вы, мама, пришли ко мне, а перед вами сидит какой-то серый, неинтересный человек. Хотя, мне кажется, — продолжает Татьяна Орестовна, — в нашей профессии случайных людей не осталось. Кто был серостью, в сложные времена здесь не удержался. Неслучайно же поется в гимне педагогического университета: «Кусочек сердца отдавать кому-то — такая, брат, у нас с тобой работа»...