USD 99.2295 EUR 103.2997
 

Оттиски времени

Никита ЗАЙКОВ
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

На протяжении своей почти вековой истории издательство «Советская Сибирь» всегда оставалось в авангарде печатной промышленности

Проезжая через перекресток улиц Немировича-Данченко и Сибиряков-Гвардейцев, невозможно не заметить масштабное мозаичное панно. Центральное место идеологически выдержанного наследия былых времен занимает рабочий, здоровяк метров шесть ростом, более тридцати лет гордо демонстрирующий людям белую ленту с надписью «Советская Сибирь». Эта композиция давно стала символом известного на всю Россию издательства. Однако по сравнению с ним тридцатичетырехлетний советский богатырь совсем еще мальчик, ведь предприятие отметило уже 90-летний юбилей.

Центр сибирской печати
Это сейчас оно располагается в одном из крупнейших производственных комплексов города, а начиналось все с газеты, для которой необходим был печатный цех. Кто-кто, а большевики отлично понимали, насколько важна печать в борьбе светлого будущего с темным прошлым. В каждом крупном городе, который в Гражданскую занимали красноармейцы, немедленно налаживалась печать — газеты ликовали сообщениями об очередном отступлении белых или призывали задуматься над развернутыми аналитическими статьями из серии «доколе можно терпеть буржуя». Вот и в отвоеванном Челябинске появился свой печатный орган — газета «Советская Сибирь».

Но время, а с ней и Красная армия, не стояли на месте. Из Челябинска газета была перевезена в отвоеванный у белых Омск, а затем и в захваченный Новониколаевск. Здесь газета за первые четыре года сменила несколько типографий. Но довольно скоро партийное руководство решило объединить «Советскую Сибирь» с журналом «Жизнь Сибири» в одно предприятие. Две разных типографии, печатавшие эти издания, также перенесли под одну крышу. Новое большое предприятие получило название «Издательско-типографское объединение «Советская Сибирь». Это и есть день рождения крупного новосибирского издательства — 4 октября 1923 года. В первые десять лет по количеству общих тиражей издательское объединение заняло лидирующую позицию в Сибири — тираж девяти печатавшихся газет в 98 тысяч составлял половину общего тиража всех газет региона.

Коррективы военного времени
На предприятии трудились около 300 человек. Кое-кому из партийных руководителей рабочая жизнь в типографии казалась чересчур «сладкой» — в одном из протоколов за 1924 год говорилось: «Бюро партячейки находит излишним обслуживание издательско-типографского объединения «Советская Сибирь» въездными лошадьми и при них кучером, а также чаепития в редакции с сахаром за счет производства». Сахара работников лишили, кучера с лошадьми перевели на другое место службы, зато руководство позаботилось о приобретении новой техники — станки поступали из Ленинграда и даже из Германии.

Скоро «Советская Сибирь» не только по количеству, но и по качеству продукции обогнала большинство типографий крупнейших городов Союза. Даже в войну, когда большинство мужчин ушло из типографских цехов на фронт, женщины и дети, занявшие их место за станками, не снижали темпов печати.

Наладчик линотипного участка Владимир Кобусов, поступивший в типографию учеником наборного цеха в 1943 году, позднее вспоминал: «Работали в любое время дня и ночи, часто не выходя из цеха сутками. Питались в цехе, картошку пекли на расплавленном металле в котлах наборных машин…»

Когда война кончилась, первым делом типография стала активно обновлять парк печатных машин, расширяла и без того длинный список изданий. На самолетах сюда доставлялись матрицы столичной «Правды», и благодаря «Советской Сибири» жители области получали главную центральную газету в тот же день, что и москвичи.

А вдруг взорвется?
Однако было очевидно, что в старых условиях типография не может соответствовать запросам времени. Потому в начале 60-х было принято решение о расширении производства. Но как вышло, что новый издательский комплекс решили строить практически на отшибе, где в то время почти не было жилых домов? Виноват в том толуол.

Эта бесцветная горючая жидкость — продукт нефтехимии, который использовался при глубокой печати, — в то время напугала партийное руководство. До конца свойства толуола еще не были изучены, и чиновники, ответственные за выбор нового места для издательства, опасались, что однажды эта смесь может рвануть — не просто здание на воздух взлетит, а ядовитые пары распространятся на ближайшие кварталы. Перестраховались, словом.

Вообще-то, территория для издательского комплекса, который должен был стать крупнейшим за Уралом и вторым в стране после «Правды», была выбрана более чем удачно — рядом отработанный каменный карьер, который мог служить для утилизации отходов. Где еще в черте города такое место найдешь?

Бумажный прогресс
Но больше всего, пожалуй, повезло «Советской Сибири» с новым руководителем — тогда, в начале строительства комплекса на эту должность был назначен Валентин Комов, успевший поработать директором Дзержинской типографии. Благодаря деятельному характеру этого человека новое издательство не просто было достроено раньше срока, но и после того постоянно развивалось.

Например, именно его стараниями «Советская Сибирь» стала производить обои — продукт в Советском Союзе дефицитный. Те обои, что поступали в продажу, были блеклыми, неинтересными. Новосибирские же печатали на финской бумаге, а рисунки копировали у итальянцев.

Печатала «Советская Сибирь» и книги. До 1984 года, правда, их было немного. Но в том году освоили печать литературы в твердых обложках. Первым был напечатан сборник сонетов Петрарки. Великий итальянец положил начало новой линии производства. А потом грянули 90-е. Сначала расцвет свободной прессы и миллионные тиражи, затем постепенное снижение объемов выпускаемой печатной продукции — что поделаешь, электронные ресурсы сейчас теснят живую бумагу. Однако в издательстве и сегодня работа кипит. Помимо многочисленных газет, журналов, брошюр, листовок, книг, там освоили производство школьных тетрадей, различной упаковки и этикеток — технологии не стоят на месте, а с ними развивается и крупнейшее за Уралом издательство.