Бизнесвумен села Решеты
Как частное предпринимательство поднимает сферу бытовых услуг
Четвертый месяц в селе Решеты Кочковского района действует ремонтно-швейное ателье. Это маленькое предприятие, пожалуй, самое востребованное на рынке местных потребительских услуг.
Заказы в ателье растут в геометрической прогрессии. Отчасти помогает удобство расположения: место оживленное — самый центр, рядом магазины. Однако главный успех, считают односельчане, хоть раз побывавшие в этом уютном уголке, где колдует над швейной машинкой Наталья Кирпач, как раз в ее мастерстве и кропотливости.
— Наташа работает отлично. Берется даже за сложные заказы. И цены не задирает, понимая, что мы небогаты. Достаем залежавшиеся отрезы, чтобы пошить добротную, не китайскую вещь. Опять же много одежды накопилось для ремонта. Мы так давно ждали этой услуги, — отзывы решетовцев о деловитой землячке только положительные.
Счастливо найдя свою нишу в спектре бытовых услуг, Наталья Ивановна, по всему видно, совершенно себя не жалеет. Заказы поступают бесконечно, поэтому швея трудится без устали. «Земляки поддержали, значит, пойдем дальше», — благодарна она заказчикам. За месяц у швеи набирается свыше 50 заказов, чаще это мелкий ремонт: брюки, шторы, пеленки подшить. «Ни минутки свободной не сижу, чаю попью и за дело. По субботам выхожу. Рада востребованности».
Поражает стоимость услуг поистине народного ателье. В прайс-листе самая высокая цена — 180 рублей: вшить в куртку молнию, а сшить, скажем, полотенце — 10 рублей. Все говорят: «У тебя, Наташа, цены смешные», — а она рукой машет, не спеша обновлять прейскурант. Свое берет большими объемами и профессионализмом. «Подстраиваюсь под клиента, чтобы услуга была доступна. Кому-то и это много».
Еще одна особенность в характере Натальи — чем больше у нее работы, тем она счастливее. Никогда не думала, что в 37 лет возьмется за собственное дело. «Вроде все не всерьез началось, спонтанно, а получилось-то по настоящему. И ведь не только мне — людям это надо», — признается сейчас. Раньше она потихоньку шила на дому, теперь «вышла из тени», признав развитие бытовых услуг собственной миссией.
После школы Наташа окончила Ордынское ПТУ. Стала швеей, поскольку портняжничать любила. Но последние шесть лет отработала продавцом. Когда в стареньком здании освободилась комнатушка два на три метра, Наталья пошла в сельсовет: отдайте мне под магазин. Глава муниципалитета Пётр Шенфельд подсказал: «Ты же швея. Производство важное, реализуй свои возможности, бытовым услугам в стране предпочтение. За аренду можно не платить».
— Девчата-сотрудницы тоже поддержали. Честно сказать, семена легли в благодатную почву, я поверила, созрела для настоящего дела.
Так и решилась Наталья Кирпач подхватить повсеместно упавший быт, что позволило ей основательно встать на ноги, а также понять, как важно для мастера свободное творчество. Государство такие порывы поддерживает. Центр занятости населения временно поставил безработную на учет, чтобы отправить в новую жизнь с весомой финансовой поддержкой.
Бизнес-план на получение субсидии составила и защитила самостоятельно. Деньги получила быстро, сумела закупить на выделенные 73 тысячи швейную машину, оверлок, мощный парогенератор для глажки, стол, стеллаж, прилавок, заказала раскройный стол. В середине марта Наталья оставила прежнее место работы, в мае зарегистрировалась как предприниматель в сфере бытовых услуг, а с июня с надеждой открыла ателье.
В узком кабинете-стакане тесновато, кроить проблематично. Больше трех посетителей не втиснется. Однако швея не унывает. Все опасения развеялись, когда подвела итоги июня. Закупленный материал оправдался, зарплата стала внушительней, чем у продавца. Дальнейшие результаты дали понять: при таком наплыве заказов доходы позволят рассчитываться за коммунальные услуги и вовремя платить все налоги.
Здесь проявляется еще одна черта характера Натальи Кирпач, считаю, уникальная. За четверть века в журналистике не встречала человека из среды частных предпринимателей, который бы не плакался: вот, налоги задавили, доходов ноль, как жить? А она оптимистично и открыто заявляет, что потянет те 36 тысяч рублей налогов, заставившие сетовавших попросту опустить руки. И это при минимальной стоимости бытовых услуг.
Работай, плати налоги и спи спокойно. Правда, Наталья Ивановна тешит себя надеждой, что в 2014 году ожидаются по страховым взносам какие-то послабления.
Каждый месяц в ремонтно-швейном заведении добавляется клиентов. Швея признается: еле справляется. Раскройный стол забрала, но ставить его некуда, мечтает о более просторном помещении. К ее заботам в сельской администрации уже прислушались. Глядишь, предприятие бытовых услуг начнет расширяться.
— А что вы станете делать, Наталья Ивановна, если поток клиентов начнет иссякать?
— Возьмусь изготавливать более сложные вещи. Начну активно шить, не только ремонтировать. Мастерства не хватит — подучусь. Сейчас выручает продажа постельного белья, полотенец, фартуков, которые нашиваю в свободное время. Не пропаду. И людям польза...