Инструмент обязательств
Несмотря на сокращение федеральных поступлений в 2013 году почти на треть, регион исполнит все социальные обязательства. Даже в режиме бюджетного дефицита необходимая поддержка дойдет до всех адресатов, если предоставлять ее реально нуждающимся, считают в минфине области. Исполнение региональной казны первого полугодия 2013 года обсудили депутаты бюджетного комитета Заксобрания.
Особенность бюджета текущего года — его исполнение с дефицитом в 4,4 миллиарда рублей. Народные избранники не случайно сделали на этом особый акцент, ведь такая ситуация не отмечалась в Новосибирской области уже несколько лет. По итогам 2012 года за этот же период был зафиксирован профицит в размере 1,8 миллиарда, а в 2011-м — 3,6 миллиарда рублей.
Однако нынешняя финансовая ситуация типична для многих регионов, подчеркнул министр финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. Новосибирская область занимает лишь 61-е место в стране по объему привлечения федеральных средств. Только у 22 регионов лучше положение по доходам.
Поскольку бюджет — это инструмент исполнения законодательно установленных расходных публичных обязательств перед гражданами, даже при необходимости его сокращения эти обязательства не могут быть не исполнены. При необходимости будут прорабатываться схемы повышения адресности соцподдержки, чтобы средства не просто предоставлялись носителю льготы или звания, а распределялись с точки зрения реальных доходов и возможностей человека.
Деньги должны работать
Как бы то ни было, темп освоения областного бюджета в первом полугодии вполне удовлетворителен — 45 процентов от годовых назначений. Однако парламентариев насторожило низкое исполнение некоторых региональных программ. Из-за этого сегодня на муниципальном уровне мертвым грузом замерли 3 миллиарда 200 миллионов рублей неосвоенных средств областной казны. Из 48 реализующихся областных целевых программ 26 финансируются на высоком и среднем уровнях — от 15 до 96 процентов, а вот 16 программ получили недостаточно средств и обеспечены деньгами в лучшем случае до 9,2 процента.
Минфину области приходится признать: в течение всего первого полугодия по отношению к местным бюджетам применялись едва ли не драконовские методы, чтобы не перечислять районам необоснованно заявленные трансферты.
— Средства перечислялись только в том случае, если в профильное министерство предоставлялись документы, подтверждающие готовность рассчитаться с соответствующей подрядной организацией. В итоге на 1 июля неосвоенных трансфертов муниципальным образованиям было 3 миллиарда 200 миллионов рублей. При этом трансфертов, обеспеченных средствами федерального бюджета, было только 500 миллионов рублей. Остальное — это ресурсы, которые заявлялись к освоению органами местного самоуправления. Но на деле оказалось, что на местах не были готовы к их освоению. Бюджет должен исполняться не по принципу «дать деньги — не дать деньги», средства должны предоставляться при готовности их использовать. Мы кредитуемся, и оснований накапливать деньги, которыми нельзя воспользоваться, сейчас нет — это нерационально, — заявил Виталий Голубенко.