Разноцветные грани ментальности
В Сибирском центре современного искусства продолжается выставка, где представлены работы известного мексиканского художника-постмодерниста
Арнольд ХИМЕНЕС — человек уникальный. До приезда в Новосибирск он упорно открещивался от любых контактов с газетами и телевидением, указывая, что картины могут сказать о художнике гораздо больше, чем он сам. Однако в столице Сибири, где Хименес представил два своих проекта (Seminal Art и Art Lunch), обет молчания был снят.
— Какие у вас впечатления от пребывания в Новосибирске?
— Мои впечатления немного другие, чем те, которые я ожидал. С другой стороны, это очень хороший для меня урок: исходя из того, что увидел, каких людей встретил, с кем пообщался, я приблизительно понял, какие изменения нужны для моей последующей работы. Выставка в музее — это начало нового проекта. Поэтому я и не ждал захлестывающих эмоций от посетителей.
— Можете ли вы описать посетителей вашей выставки?
— Я видел пару человек, которые были очень, очень, очень заинтересованы в моих работах и никак не могли оторваться от созерцания. Также от пяти-шести посетителей я слышал восторженные отзывы, они хотели бы разобраться, что же все-таки такое я сотворил. Вообще, ваше отношение к искусству похоже на европейское. Видимо, у вас одинаковая ментальность. Вам одинаково интересны и законченные работы, и те, которые еще находятся в процессе.
— Российский зритель — насколько он важен для вас?
— Очень важен. Для меня Россия — это один из лидеров современного искусства. Я уважаю вашу страну за то, что ее влияние и отдельные наработки распространились по всей планете, от Парижа до Нью-Йорка. На слуху немало имен русских деятелей культуры. А русские женщины? Для многих они были объектом восхищения. Например, для Пабло Пикассо. Еще мне близка Россия, потому что вы смогли преодолеть распад СССР и сделать свою страну конкурентоспособной во многих направлениях. У вас можно многому научиться, вот поэтому я здесь.
— Какова цель вашей выставки?
— Основной целью было исследование другой культуры и поиск идеи, как можно соединить все, что я знаю, с тем, что увидел, и трансформировать в нечто иное. Мне хотелось привезти чувственную часть концептуального искусства в Россию. Ведь ваша страна, как Китай и Германия, прошла мимо концептуализма. Это обусловили 50 — 70-е годы прошлого века, когда в других странах шло исследование концептуального искусства. А ваша страна оказалась по другую сторону баррикад.
— На открытии выставки в Сибирском центре современного искусства, а затем и в ресторане «Мехико» вы предложили посетителям самим попробовать сотворить рисунок. Вам нравится подобное взаимодействие с публикой?
— Да, понравилось, хотя я раньше такого не практиковал. Скорее, иногда рисовал на улице на глазах у сотен людей. Как мне кажется, любой интерактив дает знания другим и проверяет творческие способности самого художника. Он позволяет людям понимать и ценить гораздо больший диапазон того, что их окружает. Помогает увидеть мир с другой стороны.
— Кто Арнольд Хименес в обычной жизни?
— Он любит путешествовать. Не может оставаться на одном месте более трех месяцев. Ему нравится читать книги, начиная от политики и социологии. Еще он любит музыку, оперу. Вообще для меня чем сложнее тема, будь то работа или хобби, тем она интереснее… Любимое блюдо? Теперь, несомненно, борщ.