«Два капитана» и один коллектор
Программа модернизации новосибирских ливневок делает первые шаги
Жители 19-этажного исполина на улице Галущака, 2 (Центральный округ) бьют тревогу, они всерьез обеспокоены соседством с аварийным коллектором, который был введен в эксплуатацию в середине прошлого века, а сейчас деформирован в результате просадки несущих конструкций.
Вид, открывающийся из окон высотки, действительно не радует глаз — с одной стороны кипит работа на стройке очередного торгового центра, с другой зияет огромная, поросшая бурьяном яма — коллектор ливневой канализации.
По словам руководителя ТСЖ «Два капитана» Анатолия Карасюка, жильцы многоэтажки, конечно, не против благоустройства прилегающей к дому территории, однако их волнуют технические нюансы ведения ремонтных работ, разъяснить которые могут только специалисты. Вопрос на злобу дня: не осядет ли высотка, если вблизи нее выроют котлован глубиной 20 метров?
Шахтная проходка
Восстановление двухканального коллектора на улице Галущака, 2 запланировано на 2014 год и будет проходить в рамках ведомственной целевой программы «Модернизация и развитие сети ливневой канализации Новосибирска на 2013 — 2015 годы».
Сейчас специалисты прорабатывают проект и смету восстановительных работ на коллекторе. Подрядчик планирует выполнить капитальный ремонт шахтной проходкой с укладкой новых блоков поверх существующей просадки. Такой способ полностью исключает возможность причинения какого-либо ущерба соседней высотке. Сейчас муниципальная аварийно-спасательная служба ведет визуальный мониторинг состояния конструкций коллектора. Пока на аварийном участке не наблюдается изменений. На случай аварийной ситуации специалистами департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе разработан комплекс мероприятий по перебросу воды через улицу Нарымскую.
Надежные руки для бесхозной ливневки
Большая часть ливневых коллекторов в Новосибирске была построена в 60-е годы прошлого века с учетом площади водосбора, существовавшей на тот момент. Сегодня в городе активно возводятся новые жилые массивы, из-за чего нагрузка на ливневки возросла в десятки раз. Как показало дождливое лето 2013 года, они не могут обеспечить своевременный водоотвод, особенно при резком выпадении большого количества осадков. Усугубляет положение и то, что на городских магистралях не хватает дождеприемников.
По словам специалистов, принятию программы модернизации новосибирских ливневок предшествовала масштабная подготовительная работа. Проведена полная инвентаризация сетей, в результате которой муниципалитет принял на баланс более 50 километров бесхозной ливневой канализации. Кроме того, была приобретена телелаборатория, которая позволяет проводить подробный анализ состояния сетей.
В рамках реализации программы планируется построить ливневые коллекторы общей протяженностью более пяти километров, установить на существующих сетях 300 новых дождеприемников, отремонтировать 150 колодцев бесхозных ливневых коллекторов. Программа охватывает все районы города, в том числе внутриквартальные территории и межквартальные проезды. В частности, улицу Рубиновую в Советском районе, на которой в прошлом году произошло подтопление многоэтажного жилого дома.
Что касается таких мест, как площадь Труда и площадь Энергетиков, где во время обильных ливней происходят подтопления дорожного полотна, то, по словам специалистов, ливневки там работают исправно. Проблема заключается в недостаточном количестве дождеприемников на близлежащих внутриквартальных территориях, а также на улицах Станиславского и Ватутина. Работы по их обустройству будут вестись согласно графику, утвержденному программой модернизации.
Новое направление в работе — очистка сточных вод. Пилотный проект по возведению очистных сооружений будет реализован в пойме реки Каменка. Кроме того, очистные сооружения планируется совместить со снегоплавильной камерой.
Общий объем финансирования программы — более 170 миллионов рублей, в том числе за счет средств городского бюджета (более 100 миллионов рублей) и за счет средств инвесторов, которые готовы вкладываться в строительство ливневых канализаций при проведении капитального строительства.
Сегодня улично-дорожная сеть Новосибирска на 40 процентов обеспечена ливневой канализацией, при этом магистральная сеть — на 90 процентов. Все новые магистральные дороги строятся с учетом водоотведения.