«Коммунисты России» на опытном поле выборов
Вчера был последний день, который мог изменить число претендентов на мандат депутата горсовета. Решалось, быть или нет в списке регионального отделения партии «Коммунисты России» Олесе Колобовой.
Почему решили снять кандидата?
Территориальная избирательная комиссия (ТИК) Октябрьского района дважды рассматривала заявление регионального отделения партии «Коммунисты России» о снятии кандидата в депутаты городского совета по округу № 30 Олеси Колобовой. Дважды ТИК выносила решение об отказе заявителям, поскольку у «Коммунистов России» не прописано в учредительных документах права снимать собственного кандидата.
Почему «Коммунисты России» в последнюю неделю перед выборами передумали поддерживать своего кандидата и затеяли процедуру ее снятия? Этот вопрос журналисты на пресс-конференции адресовали первому секретарю ЦК партии «Коммунисты России» Максиму Сурайкину во время его пребывания в Новосибирске.
Дело в том, что на округе № 30 кандидатом от КПРФ в городской совет была зарегистрирована Елена Колобова, уже выдвигавшаяся на этой территории во время основных выборов в горсовет 2010 году. Нынче на этом же округе № 30 партией «Коммунисты России» выдвинута однофамилица кандидата от КПРФ Олеся Колобова. Вроде бы очевидный прием политической борьбы, когда использование технологии кандидата-двойника может привести к растаскиванию голосов невнимательных избирателей. Но вдруг все карты спутаны: «Коммунисты России» настойчиво добиваются довыборного разрешения интриги.
Максим Сурайкин пояснил:
— Пришла к ним такая девочка, Олеся Колобова, и сказала, что она хочет баллотироваться. А у нас здесь, в Новосибирске, молодые ребята, у них опыта маловато. И позднее выяснилось, что ее выдвинули по тому округу, где баллотируется представитель КПРФ, тоже Колобова. Мы провели заседание в нашей новосибирской региональной организации и в политбюро и приняли решение: во имя единства левого движения и настоящей коммунистки нашего кандидата снять.
Левые бывают разные
Пояснению понятия «настоящей коммунистки» первый секретарь ЦК партии уделил достаточно много внимания и эмоций. Это объяснимо: в свое время Сурайкин был в КПРФ, но, заподозрив, что там «все продали», покинул старейшую партию, чтобы создать свою. При этом в ее состав входят как совсем молодые, например лидер новосибирских комроссов Сергей Лоскутов, так и опытные, также ранее состоявшие в КПРФ, — «настоящие коммунисты». Этот образ как бренд Сурайкину настолько дорог, что он вмешался в предвыборный расклад в Новосибирске:
— Если от КПРФ на выборы идет настоящий коммунист, мы ему не будем никогда препятствовать.
Именно по этой причине, пояснил «товарищ Макcим», политбюро и решило снять однофамилицу Елены Колобовой.
В оппозиции с 15 лет
Свою жизнь в политике Сурайкин начал, по его словам, в 93-м:
— Я был на баррикадах у Дома Советов, мне не было еще 15, тогда и решил, что вступлю в партию. До 2004 года прошел путь от рядового партийца до кандидата в члены ЦК КПРФ.
Однако желание реализовать свои идеи за это время не раз наталкивалось на разочарования. Для Сурайкина остается непреложным фактом, что в 1996 году на выборах победил Зюганов, но свою победу он «сдал и не просто так поддержал Ельцина». Этот шаг, по версии лидера комроссов, «показал, что Зюганов связан с администрацией и решает там свои вопросы». Вторым ударом по принципам настоящих коммунистов Сурайкин считает включение бизнесменов в «проходные списки» КПРФ кандидатов в Госдуму. Зюганов, объясняя тем, что «партии нужны деньги», сделал это нормой.
Максим Сурайкин считает, что такая политика нанесла непоправимый вред имиджу партии:
— Я баллотировался по 192-му бабушкинскому округу. На встречах с избирателями, а я их провел несколько сотен, меня спрашивали: «Почему у вас в списке олигархи, которые в 90-е разворовывали предприятия, а сейчас они все в центральном и региональных списках кандидатов КПРФ?»
Сурайкин уверен, что именно такие шаги руководства КПРФ стали причиной того, что «вместо 20 — 22 %, как в предыдущие выборы, в 2003-м КПРФ получила около 14 %. А многие честные коммунисты вообще не попали в депутаты Госдумы».
Свои сторонники
Активная часть партии, по свидетельству Максима Сурайкина, после провала на выборах предприняла несколько попыток избрать вместо Зюганова нового лидера:
— К лету 2004 года ситуация развивалась так, что пришлось провести два десятых съезда. Один — под руководством нового председателя ЦК КПРФ Владимира Тихонова, он был на тот момент избранным губернатором Ивановской области, и второй — Зюганов провел его со своими сторонниками… У Зюганова не было даже кворума, но он все равно объявил съезд состоявшимся. От съезда Тихонова все документы подготовили и сдали в Минюст. Зюганов по своему десятому съезду не сдал документы до сих пор. Но ему повезло. Параллельно в Госдуме обсуждался закон по монетизации льгот, и правительству было важно провести его.
Сурайкин считает, что это и стало предметом торга, в результате чего Дума проголосовала за монетизацию, а Минюст отказал в регистрации итогов десятого съезда под председательством Тихонова.
После этого для Максима Сурайкина, как он выразился, «оставаться в партии уже не было смысла». И «к 2009 году созрела идея создавать настоящую коммунистическую партию». Сначала зарегистрировали общественную организацию «Коммунисты России». Когда преобразовались в партию, то членские билеты за № 1 и № 2 выписали соответственно на имена Ленина и Сталина.
— Наша партия, — уверен первый секретарь ЦК партии «Коммунисты России», — позволит объединиться настоящим коммунистам как из КПРФ, так и из тех, кто не хотел в нее вступать. А у избирателей появится выбор — голосовать за тех, кто им 20 лет рассказывает, как борется за их права и продает мандаты бизнесменам, или поддержать новую партию.
ФАКТ
В названиях зарегистрированных Минюстом РФ партий чаще всего упоминаются слова «справедливость» и «социальный». Почти в десятке названий партий используется слово «коммунистическая».