Преступники не носят рогов и копыт
Полицейский с 20-летним стажем работы рассказал о том, что происходит в Новосибирске, когда садится солнце, кто такая кухонная боксерша и почему убийцы сходят с ума
Криминальная хроника большого города всегда готова преподнести что- нибудь этакое скучающей аудитории «на десерт». Пенсионеры, продающие наркотики, менеджеры, уходящие с работы с «казенными» миллионами, домашние монстры и другие персонажи всегда в ассортименте, в гриме и без него. Что на самом деле происходит на улицах областного центра без этого вала журналистских эмоций, можно ли назвать Новосибирск относительно безопасным, спокойным городом? Об этом мы поговорили с полковником полиции Владимиром МАКАРОВЫМ, начальником управления организации охраны общественного порядка ГУ МВД России по Новосибирской области.
— Владимир Владимирович, какова оперативная обстановка в областном центре, как она меняется в последнее время?
— Оперативная обстановка под контролем, здесь нет никаких сенсаций. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество преступлений, зарегистрированных в Новосибирске, снизилось на девять процентов. Меньше стало особо тяжких и тяжких преступлений. Правда, с июня этого года наблюдается небольшой рост уличной преступности, в частности краж из автомобилей. Повод дают сами граждане. Нередко они, не задумываясь о последствиях, оставляют открытыми двери и окна машин, а потом лишаются легко снимаемой аппаратуры, регистраторов, навигаторов.
Спокойнее, чем у соседей
— Насколько безопасно жить в Новосибирске по сравнению с другими сибирскими городами?
— Лично для меня Новосибирск — безопасный, не криминальный город, считаю, можно и вечером по нему пройтись, в том числе и по темным улицам. По данным статистики, значительно больше преступлений, совершенных на улицах, регистрируется в Красноярске, Кемерово и, что удивительно, в студенческом Томске.
— Хватает ли мегаполису полицейских?
— После реформы МВД плотность нарядов на улицах города несколько снизилась, но зато улучшилось техническое оснащение полиции. Можно сказать, что недостаток живой силы мы восполняем техникой. Так, сегодня в областном центре установлено более 700 видеокамер. С их помощью регистрируют тысячи административных правонарушений по линии Госавтоинспекции, находят пропавших людей и угнанные автомобили.
Камеры делают граждан более дисциплинированными. Один раз получит человек по почте «письмо счастья», к примеру за нарушение скоростного режима, и потом ведет себя на дороге куда скромнее. Обращают внимание на камеры и преступники. Хотя, конечно, дерзкие преступления, совершенные «на глазах у всех», тоже имеют место.
Разумеется, периодически камеры, как все технические средства, выходят из строя, но все они работают, это не муляжи. Хотелось бы, чтобы в будущем в Новосибирске их стало еще больше.
Милый, примерь-ка сковородку
— Можно ли составить среднестатистический портрет преступника или здесь все индивидуально? Кто чаще всего решается на нарушение закона?
— Статистический портрет по каждому виду преступлений составить вполне реально. Так, по детской преступности 70 процентов всех правонарушений совершают дети в возрасте от 14 до 15 лет, в основном мальчики. На возраст 16 — 17 лет приходится меньше 20 процентов. Причины происходящего просты: дети, причем не обязательно из неблагополучных семей, предоставлены сами себе, ищут и находят «приключения».
«Герой» типичного бытового преступления, или так называемый кухонный боксер, — мужчина в возрасте от 40 лет и выше без постоянного заработка, пристрастившийся к алкоголю. Интересно, что есть не только «боксеры», но и «боксерши», их тоже немало — 40 процентов. При этом женщины во время словесной перепалки порой ведут себя более агрессивно, чем мужчины, хватаются за сковородки и ножи.
Интересно, что такие мелкие бытовые ссоры с участием женщин, как правило, не имеют логического конца. Он поставил ей синяк, она подала заявление, а на следующий день забрала его, потому что «снова любит». Этот сериал длится и длится, из ста подобных дел до суда доходит меньше пяти.
Работать с этой категорией граждан очень тяжело, потому что зачастую нарушители старше участковых. Приходится брать авторитетом. На моей практике была участковая, женщина довольно крепкой комплекции. Пришла к ней одна дама с жалобой на мужа: мол, помогите, избивает. Та сделала хулигану внушение — и сразу помогло. Потерпевшая не раз потом приходила с цветами и благодарностями.
Не зная броду, не лезь в драку
— В город приезжают все больше мигрантов. Влияют ли они на уровень преступности или предпочитают жить мирно, боясь депортации на родину?
— Количество приезжих, конечно, увеличивается, но сказать, что они как-то по-особому влияют на состояние преступности, нельзя. Бывают, конечно, печальные случаи изнасилований, драк, но в целом я не могу сказать, что горячая кровь дает о себе знать. Это стереотип. Мигранты сами зачастую становятся объектами преступлений и жертвами разборок внутри диаспор. Что касается миграционного законодательства, нарушения, конечно, есть. Границу люди пересекают, как правило, на законных основаниях, но потом, когда срок пребывания на нашей территории заканчивается, не спешат возвращаться на родину и становятся нелегалами.
— Как гражданам вести себя в опасных ситуациях? Стоит ли, к примеру, обращать внимание на подозрительных личностей или, будучи свидетелем, ввязываться в драку?
— Здесь стоит для начала внести ясность, что значит подозрительная личность. Если человек просто не нравится вам внешне — это одно, реальная опасность — другое. Отличить преступника от честного человека не так просто, как кажется на первый взгляд, нарушители общественного порядка «не носят» рогов и копыт. По внешнему виду определить характер и наклонности человека может только профессионал, который постоянно работает с проблемной аудиторией. Так, к примеру, полицейские на расстоянии нескольких метров видят, принимает человек наркотики или нет: по выражению лица, движениям тела и другим признакам.
По поводу драки. Когда вы чувствуете, что реально можете помочь, помогите, а так не лезьте ни в коем случае! В руках у нападающего может быть нож или травматический пистолет. Лучше поднять шум, запомнить приметы преступников и вызвать полицию. Пользы будет значительно больше.
Бабушки-агенты остались в прошлом?
— По вашим наблюдениям, люди сегодня доверяют стражам порядка?
— Современный ритм городской жизни действительно делает людей более агрессивными как по отношению друг к другу, так и по отношению к представителям власти. Вспомните недавно произошедший случай с нападением на полицейского в Калининском районе Новосибирска. К счастью, он идет на поправку, хотя и получил серьезную травму головы.
Полицейский — представитель власти. Конечно, отношение к нему всегда слегка настороженное, может быть, предвзятое. К примеру, многие говорят, что не знают своих участковых, и это ставится последним в упрек. Я же считаю так: если участковый не пришел к вам в гости, радуйтесь — у вас все хорошо. Хотите просто познакомиться, пожалуйста, приходите.
Однако, несмотря на все сказанное выше, общественность очень помогает полиции. Бабушки на лавочках, правда, стали в последнее время не такими информированными, как раньше, да и самих лавочек у подъездов стало заметно меньше, но зато развернулось движение дружинников. Не решен пока вопрос со статусом и предоставлением для них каких-то льгот, но, надеюсь, вскоре он решится. Ждем инициативы от федерального центра.
Каждый получит то, что заслужил
— Сколько лет вы работаете в органах внутренних дел? С какими мыслями начинали этот путь и во что верите сейчас?
— В МВД я с 1992 года. Начинал свой путь с простого постового с дубиночкой. Тогда меня неоднократно звали в службу уголовного розыска, в участковые, но я сказал, что надо попробовать «ножками походить» и потом уже пойти выше.
Я верил и сейчас верю в добро и справедливость, убежден, что не бывает неочевидных преступлений. Каждый преступник, если даже ему удастся избежать суда и следствия, все равно получит свое наказание. Так, ни одному наркоману еще не пошло на пользу употребление наркотиков, ни один человек, совершивший убийство, не спит спокойно, некоторые люди, прошедшие через это, сходят с ума или заканчивают жизнь самоубийством.
Преступность, к сожалению, будет существовать всегда, во всяком случае до тех пор, пока будет существовать соблазн легкой наживы.
ФАКТ
В большинстве случаев люди оказывают сопротивление сотрудникам полиции, когда находятся в состоянии алкогольного опьянения