Базару — нет!
В Новосибирске теперь можно купить почти все. Но торговле не хватает равновесия
Времена изменились — обнаружила я, когда в семье появилась первоклассница. Ребенок идет в школу, надо что-то покупать — такая мысль крутилась у меня в голове. Но оказалось, что в современном мире нет необходимости делать никаких срочных и массовых закупок. Мы просто окружены магазинами, где в любой момент, и даже кое-где круглосуточно, на протяжении всего года доступно все, что душа пожелает. По вменяемым ценам. Тетради, краски, ручки не исчезнут — ими можно не запасаться впрок. Не покупать всю и сразу одежду, а дождаться осенних распродаж…
Качество на риске покупателя
Лет десять назад подготовка к учебному году включала в себя обязательный визит на барахолку — так издревле называлась группа новосибирских рынков на Гусинобродском шоссе. В августе между торговыми рядами бродили толпы уже немного безумных мам с ошалевшими от усталости детьми. Необходимость купить все и сразу уносила кругленькую сумму из бюджета семьи и стоила немалого количества нервных клеток.
— В магазинах ничего не было, к учебному году все покупали на барахолке, — вспоминает одна из участниц тогдашних предшкольных массовых забегов на Гусинку. — Помню обувь — она воняла и разваливалась, но выбора не было.
Покупали действительно все — от куртки до носков. На год. Там же обзаводились стопками тетрадей и прочими атрибутами школьных будней. Но это время ушло. Кратчайшее описание современного состояния торговли в Новосибирске звучит так: на одного жителя города теперь приходится 1,722 квадратных метра торговой площади при нормативе 0,665 квадратного метра. По темпу прироста торговых площадей Новосибирск опережает среднероссийские показатели: если в целом по стране он составляет 5 — 6 процентов, то в Новосибирске — в среднем около девяти в год.
Борьба за тепло и туалеты
Современная торговля движется в сторону цивилизованных форм, считает Ольга Незамаева, председатель местного отделения общественного движения по поддержке малого и среднего предпринимательства «Опора России».
— Собственно, суть торговли — это искусство удовлетворения покупательского спроса в определенном товаре нужного качества, в нужное время и в нужном месте, по цене, устраивающей обе стороны — говорит она. — При этом и предприниматель, и потребитель заинтересованы в том, чтобы процесс покупки был безопасен, удобен и приятен.
Согласно словарю Даля, цивилизованность предполагает осознание гражданской ответственности, прав и обязанностей человека. В применении к торговле это определение, пожалуй, совпадает с ожиданиями Федерального закона № 271 «О розничных рынках». Он определяет переход от торговли «с асфальта» к работе рынков в капитальных сооружениях со всей необходимой инженерной инфраструктурой. С новыми обязательными условиями современной торговли согласятся, пожалуй, все, кто впечатлялся бесплатными общественными туалетами на той же Гусинке. Места подобного назначения в любом из торговых центров города оставляют совсем иные воспоминания.
Более того, сокращение количества рынков прошло незаметно для основной массы горожан. Вероятно, это говорит о том, что у нынешних покупателей этот формат торговли не очень востребован. А вот количество сезонных ярмарок выросло с 40 до 518 в год и продолжает расти. В продовольственных участвуют фермерские и личные подсобные хозяйства. За счет того, что торговые места предоставляются бесплатно, цены на их товары ниже, чем в торговых сетях.
Времена не выбирают — в них живут
Отдельный вопрос в развитии городской торговли — это судьба восьми рынков на Гусинобродском шоссе. Пожалуй, они уже вошли в историю города — со своими традициями и сложившейся за последние 30 лет обслуживающей структурой.
— Все здесь: пошивочные цеха, рядом куплены квартиры, как переезжать? — сокрушаются работники рынка.
В ответ на очередной вопрос журналиста о судьбе Гусинки удивляется Татьяна Болаболова, и. о. начальника управления потребительского рынка мэрии:
— Решение по Гусинобродским рынкам было озвучено далеко не в 2012 году, — обозначает она сроки. — Все было ясно еще в 2003-м, когда закончились договоры краткосрочной аренды земельных участков под этими восемью рынками. Земли были консолидированы и изъяты как резервные — для будущего строительства метродепо. Рынки продолжили свою работу на основании договоров аренды движимого муниципального имущества. Уже тогда было очевидно, что это — временный вариант.
Татьяна Болаболова напоминает, что во всяком бизнесе есть свои риски, и разумно работать с их учетом. Тем более когда риск известен заранее и даже указан в договоре. По словам главы муниципального торгового ведомства, в договорах изначально было указано, что нестационарные объекты торговли работают лишь до того момента, пока не началось развитие территории по заранее известному плану. А время пришло. На этих территориях начнет строиться метродепо, прорабатывается проект создания автовокзала.
Можно долго спорить о формах и смыслах даже не закрытия, а переноса этих рынков, но проще спросить жителей микрорайона, соседствующего с барахолкой, об их желаниях. На которые они тоже имеют право.
Здесь места больше нет
— Мы с нетерпением ждем переноса рынков, — рассказывает Ирина Дорожкова, организатор инициативной группы, объединившей местных жителей для решения проблем жилмассива. Она живет в этом районе не первый год и наблюдала развитие ситуации. — От барахолки много грязи и необустроенности. Нас радует, что в последние годы криминальная ситуация в нашем районе стала получше, но сейчас мы опять ждем волны напряжения.
Соседство с барахолкой оказывает влияние не только на качество жизни, но и на стоимость квартир. А на барахолку за покупками, по словам Ирины, местные не ходят.
— Разве что купить сланцы на дачу. Остальное — дорого и некачественно, — говорит она.
Нам столько надо?
Если вернуться к показателям обеспеченности жителей города услугами торговли, то может возникнуть вопрос о перенасыщенности.
Возьмем площадь Маркса: она состоит из двух долгостроев и 12 торговых центров. Три из ТЦ — пока лишь стройки за бетонными заборами, а один из долгостроев, 12-этажный призрак с пустыми оконными проемами, видимо, уже никогда не будет завершен по техническим причинам.
Некоторые жители Ленинского района уверяют, что не нуждаются в таком количестве торговых центров. Однако торговля живет своими мерками.
— Никто не станет вкладывать колоссальные средства в создание таких центров, как те же «Континент», второй и третий «Подсолнухи», не составив предварительно маркетинговый план, — уверяет Татьяна Болаболова.
По ее мнению, бизнес способен к саморегуляции, и если существуют в ста метрах друг от друга торговые центры с одинаковыми арендаторами — значит, это кому-то нужно. С учетом того, что ни один из ТЦ не пустует, понятно кому — нам.
ФАКТ
В августе 42 предприятия готовы предоставить в аренду более 16 тысяч квадратных метров торговых площадей по цене от 600 до 2 000 рублей