USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Библиотечный ковчег

Олеся СТАРЦЕВА
Фото предоставлено Новосибирской областной юношеской библиотекой
Фото предоставлено Новосибирской областной юношеской библиотекой

Интернет и традиционная книга хороши в содружестве, между ними нет противостояния, считают специалисты

Для чего нужны библиотеки, если любую информацию сегодня можно найти в Интернете? Что особенного они делают, что никак нельзя заменить информационными технологиями? Как можно использовать эти самые информационные технологии для того, чтобы лучше выполнять библиотечную работу?

Этим и другим важным вопросам была посвящена работа областной Летней школы молодых библиотекарей, которая в восьмой раз собрала в Новосибирскую областную юношескую библиотеку специалистов из 18 районов и четырех городов нашей области. С 19 по 22 августа молодые специалисты обучались работе в соцсетях, организации массовых зрелищ, технологиям подачи книг разных жанров и авторов в самых разных аудиториях и другим нужным аспектам современной библиотечной работы.

В наше время, когда в дефиците внимание, желание понять и усвоить новое, а не информация, от библиотек и библиотекарей одни ждут чуда — возвращения книг на пьедестал, который они занимали в советские времена. Другие искренне считают, что библиотеки в обществе больше не нужны, все заменит Интернет и компьютер. А третьи, большую часть которых составляют как раз библиотекари, самоотверженно берут на себя едва ли не всю работу по воспитанию любви и потребности в чтении в российском обществе. Точно зная, что между переизбытком информации и недостатком внимания обязательно должны находиться конструкции, помогающие отсеивать лишнее. И книги, как часть культуры, эту функцию как раз выполняют. Не случайно Норберт Больц, профессор Берлинского технического университета и крупный специалист по масcмедиа, назвал книги «Ноевыми ковчегами смысла» нашей эпохи.

Любая книга — это источник структурированных знаний и эмоций, дающих возможность ориентироваться в них, а не только хаотично поглощать и складировать. И помочь понять это, дать почувствовать всем обратившимся к печатному изданию необходимость книги именно в сегодняшнее время — главная задача библиотекарей. А для того чтобы ее выполнить, нужно уметь работать в Сети с самыми разными группами молодых и взрослых пользователей. Необходимо квалифицированно создавать информационные продукты — трейлеры и презентации. Уметь организовать клуб, и не только книжный. Создать яркое и необычное культурное событие, от которого «дыхание замирает» и «восторг из груди рвется» у самой требовательной и избалованной зрелищами части общества — молодежи. Если на вышеперечисленные темы больше говорили специалисты отдела молодежных программ Михаил Костин и Ольга Рахвалова, главный библиотекарь Новосибирской областной юношеской библиотеки Анжелика Доценко, то выступление Елены Ерастовой, заведующей сектором художественной литературы, было полностью посвящено особенностям продвижения книг и чтения среди подростков.

Не навязывать, а подбирать соответствующие вкусу и потребностям ребенка книги. Не заставлять читать, а формировать привычку к приятному времяпровождению, которое будет ассоциироваться с чтением, — вот что, по мнению Елены Павловны, первая и основная задача библиотекаря при работе с этой целевой аудиторией. Одновременно предлагая конкретные имена и названия книг, которые закрывают эту психологическую брешь у подростков, она сумела увлечь своими идеями всю аудиторию. А чуть позже во время библиодайвинга (книжного погружения) уже сами участники Летней школы должны были за короткое время создать интересный маршрут продвижения к сердцу читателей самых разных книг. И надо сказать, что у них это после пройденных в Новосибирске уроков получилось очень и очень неплохо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Татьяна ТЕРЕНТЬЕВА, директор Новосибирской областной юношеской библиотеки:
— За восемь лет, в течение которых нами проводится Летняя школа, мы убедились в том, что для библиотекарей области очень важно видеть и понимать направления развития современной библиотеки, получать ориентиры для собственного профессионального роста и знакомиться со всеми новостями профессиональной практики.

Вера БИКЕЕВА, заведующая Барабинской библиотекой:
— Летняя школа — это новые цифровые технологии, новые формы работы с читателями и новые знакомства. Но самое важное — это то, что полученные знания и методики мы имеем возможность тут же попробовать, «обкатать» на практических занятиях.

Елена АГАРИНА, президент Гильдии молодых библиотекарей:
— Эти встречи объединяют молодых специалистов, заряжают их позитивной энергией, дают дополнительный импульс для их профессионального развития.

ФАКТ
Согласно опросам, старшеклассники при выборе литературы в основном руководствуются советами учителей — 55 %, меньше друзей — 17, еще меньше родителей — 10 %. Рекомендациями библиотекарей пользуются 18 % молодежи. Самостоятельно выбирают книги 2 %, находят информацию в Интернете 2 % респондентов.

Фотографии статьи
Книга по-прежнему лучший подарок для ума, но ее надо уметь презентовать. Фото предоставлено Новосибирской областной юношеской библиотекой